116. Кредиты/лизинговые сделки предпринимателей, претендующих на получение государственной поддержки, должны соответствовать следующим критериям:
1) кредит/лизинговая сделка предпринимателя должны быть направлены на реализацию новых инвестиционных проектов, а также модернизацию и расширение производств, в том числе пополнение оборотных средств, согласно условиям Программы;
2) субсидирование ставки вознаграждения и частичное гарантирование не могут осуществляться по кредитам/лизинговым сделкам:
направленным на выкуп долей, акций организаций, а также предприятий как имущественный комплекс;
выданным государственными институтами развития, за исключением банка развития;
ставкам вознаграждения, по которым была удешевлена за счет бюджетных средств, за исключением кредитов/лизинговых сделок банков/банка развития/лизинговых компаний, ставка вознаграждения которых была удешевлена в рамках Программы;
в виде овердрафта;
3) кредит/лизинговая сделка предпринимателя должны выдаваться в национальной валюте, за исключением третьего направления Программы, где допускается выдача кредитов в национальной и иностранной валютах.
117. Участниками Программы не могут быть:
1) предприниматели, осуществляющие выпуск подакцизных товаров/продукции, за исключением проектов, предусматривающих выпуск моторных транспортных средств и производство вина из винограда собственного производства, и выпуск спиртосодержащей продукции медицинского назначения (кроме бальзамов), зарегистрированной в соответствии с законодательством Республики Казахстан в качестве лекарственного средства;
2) предприниматели, планирующие реализовать проект в горнодобывающей промышленности и разработке карьеров, за исключением проектов на разработку гравийных и песчаных карьеров;
3) предприниматели/субъекты индустриально-инновационной деятельности, пятьдесят и более процентов акций (долей участия в уставном капитале) которых прямо или косвенно принадлежат государству, национальному управляющему холдингу, национальному холдингу, национальной компании (за исключением социально-предпринимательской корпорации, а также предпринимателей, учрежденных в рамках договора о государственно-частном партнерстве);
4) предприниматели, форма собственности которых оформлена как частное учреждение, и некоммерческие организации.
118. Субсидирование не может осуществляться по договорам возвратного лизинга, вторичного лизинга, сублизинга.
119. Уполномоченный орган в целях реализации первого, второго и третьего направлений Программы определяет общий лимит финансирования для каждой области, столицы, городов республиканского значения.
120. Привлечение предпринимательского потенциала государств-членов Евразийского экономического союза осуществляется путем предоставления финансовых и нефинансовых мер поддержки на приграничных территориях Республики Казахстан, в которых имеются ресурсный потенциал и потребность создания предприятий с совместным участием резидентов Российской Федерации и Республики Беларусь.
121. Финансовые и нефинансовые меры поддержки также представляются предпринимателям/субъектам индустриально-инновационной деятельности – резидентам Республики Казахстан, вновь созданным с участием предпринимателей государств-членов Евразийского экономического союза и реализующим проекты на территории Республики Казахстан.
122. Одними из условий Программы являются поддержание действующих и создание новых рабочих мест, повышение производительности труда и выход на новые рынки резидентов Республики Казахстан.
123. В целях снижения стоимости кредитных ресурсов для субъектов малого и среднего предпринимательства и увеличения их доступности к финансированию путем привлечения организационно-технических возможностей банков/лизинговых компаний будут приняты меры по привлечению кредитных ресурсов международных финансовых институтов через финансовое агентство, за исключением кредитов/договоров финансового лизинга, выданных банком развития.
124. Региональные координаторы Программы при разработке программ развития территорий будут учитывать положения настоящей Программы.
125. Предпринимателю/субъекту индустриально-инновационной деятельности может быть оказана комплексная поддержка в рамках всех инструментов Программы.
126. Финансирование проектов по субсидированию, гарантированию, на предоставление грантов и строительство или реконструкцию производственной (индустриальной) инфраструктуры, одобренных на РКС до 31 марта 2015 года, осуществляется в соответствии с ранее одобренными РКС условиями.
110. Соглашения по субсидированию ставки вознаграждения по кредитам/договорам финансового лизинга банков/лизинговых компаний и гарантированию по кредитам/договорам финансового лизинга банков/лизинговых компаний, заключенные в рамках реализации ДКБ-2020, применяются при реализации Программы и не подлежат повторному заключению.
111. Финансовое агентство осуществляет мониторинг реализации Программы в части субсидирования ставки вознаграждения по кредитам/договорам финансового лизинга, гарантирования по кредитам, предоставления сервисной поддержки ведения предпринимательской деятельности, компонента "Обучение топ-менеджмента малого и среднего предпринимательства" и предоставления государственных грантов.
112. Финансовое агентство для целей формирования общего комплексного годового аналитического отчета эффективности Программы не позднее апреля года, следующего за отчетным, направляет результаты мониторинга первого, второго и третьего направлений Программы оператору нефинансовой поддержки и уполномоченному органу.
113. Для определения динамики роста дохода, среднегодовой численности работников, увеличения налоговых выплат предпринимателя финансовое агентство использует информацию, полученную от Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан. Отчетной датой при расчете динамики роста дохода, среднегодовой численности работников, увеличения налоговых выплат предпринимателя является начало следующего финансового года вне зависимости от даты решения финансового агентства.
115. Региональный координатор Программы осуществляет мониторинг реализации Программы в части развития производственной инфраструктуры в регионах.
Четвертое направление: нефинансовые меры поддержки предпринимательства
94. Нефинансовые меры поддержки предпринимательства предусматривают оказание государственной нефинансовой поддержки субъектам предпринимательства и населению с предпринимательской инициативой по следующим функциональным направлениям:
1) информационно-аналитическому обеспечению предпринимательства;
2) развитию компетенций предпринимателей;
3) повышению производительности предпринимателей;
4) расширению деловых связей.
95. В рамках данных направлений предусматривается предоставление следующих инструментов нефинансовой поддержки:
1) по функциональному направлению "Информационно-аналитическое обеспечение предпринимательства":
разъяснение мер государственной поддержки по компоненту "Бизнес-Насихат";
разъяснение об условиях ведения предпринимательской деятельности в государствах-членах Евразийского экономического союза;
2) по функциональному направлению развития компетенций предпринимателей:
обучение основам предпринимательской деятельности;
повышение квалификации специалистов, топ-менеджеров предприятий;
предоставление сервисной поддержки ведения предпринимательской деятельности;
3) по функциональному направлению повышения производительности предпринимателей:
привлечение внешних консультантов по вопросам внедрения новых методов управления, технологий производства, повышения производительности и энергосбережения предприятий;
4) по функциональному направлению расширения деловых связей: предусматривается тематическая бизнес-стажировка за рубежом, а также посещение предприятий аналогичного профиля и установление деловых связей с иностранными партнерами.
96. Реализация функциональных направлений усиления предпринимательского потенциала осуществляется в рамках инфраструктуры поддержки предпринимательства при соблюдении следующих принципов: обслуживание субъектов предпринимательства посредством "одного окна", устранение дублирования, упрощение и оптимизация правил и требований, автоматизация установленных процедур и регламентов.
97. В инфраструктуру поддержки предпринимательства входят:
1) ЦОП в областных центрах, городах Нур-Султан, Алматы, Шымкент, Семей, а также в моногородах, малых городах и районных центрах;
2) отделения ЦОП.
98. Условия и порядок предоставления нефинансовых мер поддержки предпринимательства по Программе регламентируются Правилами предоставления нефинансовых мер поддержки предпринимательства в рамках Программы, утверждаемыми уполномоченным органом.
Мониторинг реализации Программы
99. Мониторинг реализации Программы осуществляется с целью обеспечения полного и своевременного достижения ее целевых индикаторов, задач и показателей результатов, регулярного получения информации о текущем состоянии реализации Программы, а также своевременной актуализации Программы, в том числе ее инструментов и механизмов с учетом меняющихся внешних и внутренних факторов развития предпринимательства в Республике Казахстан.
100. Мониторинг Программы проводится на трех уровнях:
1) анализ статистических данных направлен на сбор и обработку сведений по количеству предоставляемых услуг и перечню инструментов поддержки в разрезе категорий предпринимательства, видов государственной поддержки, отраслевой и региональной принадлежности;
2) аудит качества реализации инструментов Программы направлен на оценку качества реализации инструментов Программы, предусматривающую оценку удовлетворенности получателей инструментов Программы, достаточности и полноты предлагаемых инструментов государственной поддержки;
3) аудит результативности Программы направлен на субъективную оценку влияния инструментов государственной поддержки, конечное качество и результативность предпринимательской деятельности субъектов предпринимательства, а также объективную оценку социальной, бюджетной и экономической эффективности инструментов Программы.
101. Итогом мониторинга является комплексный аналитический отчет, способный характеризовать портрет пользователя Программы, дать оценку улучшения/ухудшения результативности предпринимательской деятельности в экономическом или управленческом аспекте, а также внутренних факторов Программы, определяющих скорость и качество получения инструментов поддержки.
102. Источниками информации для проведения мониторинга являются:
1) национальная и ведомственная статистика;
2) первичные формы, заполняемые при получении инструментов Программы;
3) формы для оценки удовлетворенности предпринимателей качеством предоставленных услуг;
4) телефонные и прямые опросы предпринимателей, получивших государственную поддержку;
5) семинары, совещания, встречи с предпринимателями.
103. Анализ статистических данных, аудит качества и результативности в рамках первого, второго и третьего направлений Программы проводит финансовое агентство.
104. Анализ статистических данных, аудит качества и результативности в рамках четвертого направления Программы проводит оператор нефинансовой поддержки.
105. Аудит качества реализации инструментов Программы проводят финансовое агентство и оператор нефинансовой поддержки путем проведения телефонного и прямого опросов. Для проведения опроса финансовое агентство и оператор нефинансовой поддержки выделяют квалифицированных специалистов, которые осуществляют непосредственный мониторинг качества предоставления услуг. Прямые опросы проводятся на основании анкеты, которая заполняется предпринимателем.
106. Аудит результативности Программы осуществляется по результатам анализа статистических данных, аудита качества реализации инструментов Программы, в том числе итогов семинаров и встреч, на которых предприниматели выступают с отчетами, указывая на социальные, бюджетные и экономические результаты, полученные ими после использования инструментов Программы.
107. Подготовку комплексного аналитического отчета эффективности Программы, используя результаты анализа статистических данных, аудита качества и результативности за год, осуществляет оператор нефинансовой поддержки.
108. Регулярность проведения мониторинга Программы:
1) анализ статистических данных – ежемесячно путем представления информации по реализации инструментов государственной поддержки уполномоченному органу;
2) аудит качества реализации инструментов Программы – ежеквартально путем обработки данных анкет оценки качества работы Программы и ежегодно – путем проведения телефонного или прямого опросов предпринимателей, получивших услуги, в количестве не менее 5 % от общего числа всех обратившихся за мерами поддержки в течение года, с последующей передачей сводного отчета уполномоченному органу;
3) аудит результативности Программы – ежегодно путем проведения семинара в соответствии с форматом на базе ЦОП.
Результаты аудита результативности Программы включаются в комплексный аналитический отчет эффективности Программы, представляемый оператором нефинансовой поддержки уполномоченному органу не позднее июля финансового года, следующего за отчетным.
109. Финансирование мониторинга проводится следующим образом:
1) аудит статистических данных в рамках первого, второго и третьего направлений Программы осуществляется – за счет собственных средств финансового агентства; в рамках четвертого направления Программы – за счет собственных средств оператора нефинансовой поддержки;
2) аудит качества реализации инструментов Программы – за счет собственных средств финансового агентства; в рамках четвертого направления Программы – за счет собственных средств оператора нефинансовой поддержки;
3) аудит результативности Программы – за счет средств оператора нефинансовой поддержки;
4) проведение итогового рабочего совещания по теме "Мониторинг реализации Программы" – за счет средств оператора нефинансовой поддержки.
Третье направление: снижение валютных рисков предпринимателей
77. Третье направление Программы предусматривает оказание предпринимателям следующих мер финансовой поддержки:
1) субсидирование ставки вознаграждения по кредитам/договорам финансового лизинга банков/банка развития/лизинговых компаний;
2) субсидирование части наценки на товар и части арендного платежа, составляющих доход исламских банков.
78. Участниками третьего направления Программы могут быть предприниматели, осуществляющие деятельность в приоритетных секторах экономики, согласно приложению 2 к Программе, и имеющие валютную выручку в размере не менее 10 % от общего объема денежной выручки за предыдущие шесть месяцев до подачи заявления предпринимателем финансовому агентству.
Субсидирование части ставки вознаграждения по кредитам/договорам финансового лизинга банков/банка развития/лизинговых компаний
79. Субсидирование может осуществляться по кредитам/договорам финансового лизинга, выданным на приобретение и/или модернизацию основных средств и/или расширение производства и/или пополнение оборотных средств и/или рефинансирование.
При этом допускается субсидирование кредитов на пополнение оборотных средств, выданных на возобновляемой основе. Условие возможности возобновления кредита на пополнение оборотных средств в рамках кредита на приобретение и/или модернизацию основных средств и/или расширение производства должно быть указано в решении уполномоченного органа финансового агентства.
80. Проекты предпринимателей, получившие одобрение финансового агентства по инструменту субсидирования, могут быть рефинансированы в других банках/лизинговых компаниях (банке развития) на ранее одобренных условиях субсидирования.
В случае, если по одному проекту заключается несколько договоров субсидирования, то общий срок субсидирования устанавливается с момента подписания финансовым агентством первого договора субсидирования в банке-кредиторе/лизинговой компании, с которого осуществлялось рефинансирование.
81. Субсидирование ставки вознаграждения может осуществляться по валютным стандартным кредитам банка/банка развития.
82. В случаях возникновения положительной курсовой разницы, финансовое агентство осуществляет возврат разницы на счет финансового агентства с целью последующего перераспределения средств для субсидирования проектов предпринимателя, а отрицательной курсовой разницы – возлагается на предпринимателя.
83. Суммы субсидий уплачиваются финансовым агентством в тенге по курсу, установленному Национальным Банком Республики Казахстан на дату перечисления сумм субсидий.
84. Условия и порядок субсидирования части ставки вознаграждения по кредитам/договорам финансового лизинга банков/банка развития/лизинговых компаний в рамках третьего направления Программы регламентируются Правилами субсидирования части ставки вознаграждения в рамках Программы, утверждаемыми постановлением Правительства Республики Казахстан.
Субсидирование части наценки на товар и части арендного платежа, составляющих доход исламских банков
85. Субсидирование наценки на товар/части арендного платежа, составляющих доход исламского банка/исламской лизинговой компании, осуществляется по новым финансированиям, выдаваемым для реализации новых инвестиционных проектов, а также проектов, направленных на модернизацию и расширение производства.
При этом допускается субсидирование по финансированию на пополнение оборотных средств, выданное на возобновляемой основе. Условие возможности возобновления финансирования на пополнение оборотных средств в рамках финансирования на приобретение и/или модернизацию основных средств и/или расширение производства должно быть указано в решении финансового агентства.
86. Субсидирование части ставки вознаграждения по кредитам/договорам финансового лизинга банков/банка развития/лизинговых компаний также осуществляется по кредитам/договорам финансового лизинга, при условии соответствия таких проектов приоритетным секторам экономики, указанным в приложении 2 к Программе.
87. В случае, если по одному проекту заключается несколько договоров субсидирования, то общий срок субсидирования устанавливается с момента подписания финансовым агентством первого договора субсидирования.
88. Субсидированию также подлежит финансирование, направленное на рефинансирование кредитов/договоров финансового лизинга/договоров финансирования, ранее выданных банками второго уровня/лизинговыми компаниями/исламскими банками/исламскими лизинговыми компаниями.
Срок субсидирования при рефинансировании текущих обязательств предпринимателя устанавливается с момента подписания финансовым агентством первого договора субсидирования в банке-кредиторе/лизинговой компании, с которого осуществлялось рефинансирование.
89. Субсидирование номинальной ставки вознаграждения по действующему финансированию исламских банков осуществляется в национальной и иностранной валютах и исламских лизинговых компаний в национальной валюте.
90. Суммы субсидий уплачиваются финансовым агентством в тенге по курсу, установленному Национальным Банком Республики Казахстан на дату перечисления сумм субсидий.
91. В случае возникновения положительной курсовой разницы, финансовое агентство осуществляет возврат разницы на счет финансового агентства с целью последующего перераспределения средств для субсидирования проектов предпринимателя, а отрицательной курсовой разницы – возлагается на предпринимателя.
92. Финансирование субсидирования части наценки на товар и части арендного платежа, составляющих доход исламских банков, осуществляется из средств республиканского и местных бюджетов.
93. Условия и порядок субсидирования части наценки на товар и части арендного платежа, составляющих доход исламских банков, в рамках третьего направления Программы регламентируются Правилами субсидирования части наценки на товар и части арендного платежа, составляющих доход исламских банков, при финансировании исламскими банками субъектов предпринимательства в рамках Программы, утверждаемыми постановлением Правительства Республики Казахстан.