• 1.jpg
  • 2.jpg
  • 3.jpg
  • 4.jpg
  • 5.jpg
II. Анализ состояния развития предпринимательства в Кыргызской Республике

В Кыргызстане малое и среднее предпринимательство является важной составляющей экономики и выступает одним из важнейших объектов проводимых государством реформ, направленных на развитие и улучшение бизнес-среды, привлечение прямых инвестиций в экономику, создание эффективно работающей экономической системы для успешного развития государства в целом.

За прошедшие годы в стране проводился ряд реформ по поддержке и развитию предпринимательства согласно Программы Правительства Кыргызской Республики по развитию частного сектора в Кыргызской Республике на 2015-2017 годы, принятой Постановлением Правительством Кыргызской Республики от 18 марта 2015 года № 129. Основной целью реформ определено: обеспечение стабильного и динамичного развития частного сектора, посредством создания благоприятных условий для повышения конкурентоспособности их деятельности. В рамках реализации Программы перед Правительством Кыргызской Республики была поставлена задача создать все условия для того, чтобы наладить эффективный диалог между представителями государственных органов и бизнес-структурами. Развитие частного сектора зависит от вовлечения организованного частного сектора в процесс реформы. В соответствии с Программой во всех регионах страны были созданы инвестиционные советы, как консультативно-совещательные органы при полномочных представителях Правительства Кыргызской Республики в областях.

Для дальнейшего совершенствования внешнеэкономической деятельности были внесены изменения в нормативные правовые акты по торговым и таможенным процедурам. Так постановлением Правительства Кыргызской Республики от 10 августа 2015 года №564 утверждена «Инструкция о порядке совершения таможенных операций, связанных с помещением товаров и транспортных средств под таможенные процедуры». Принят Закон Кыргызской Республики от 31 декабря 2015 года № 235 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики», предусматривающий отмену налога с продаж с экспортных поставок и поставок вне территории Кыргызской Республики с 1 января 2016 года. Постановлением Правительства Кыргызской Республики от 5 августа 2014 года № 445 утвержден «План мероприятий Правительства Кыргызской Республики по реализации «дорожной карты» по присоединению Кыргызской Республики к Таможенному союзу».

Для расширения возможностей предпринимателей разрешать споры между государственными органами и предпринимателями разработан проект Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики (в законы «Об инвестициях», «О третейских судах», «О медиации»). Это дало возможность бизнесу более активно использовать альтернативные способы разрешения инвестиционных споров. Приняты положения о создании института Бизнес-омбудсмена, сформирован Наблюдательный совет.

В целях оптимизации налогового администрирования принят Закон Кыргызской Республики от 15 мая 2015 года №96 «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Кыргызской Республики», который направлен на сокращение периодичности предоставления отчетности для субъектов малого и среднего предпринимательства (далее — МСП), а также изменения сроков уплаты налогов для субъектов малого предпринимательства. Для снижения затрат времени налогоплательщиков и снижения уровня коррупции в Государственной налоговой службы (далее — ГНС) внедрена система электронной подачи налоговой отчетности с применением электронной цифровой подписи (ЭЦП), также ГНС переданы функции и полномочия по сбору страховых взносов. В 2015 году ГНС и Социальный фонд (далее — СФ) реализовали пошаговый план по передаче функций администрирования страховых отчислений от СФ КР в ГНС при ПКР. СФ КР перешел на ежемесячную расчетную ведомость по средствам государственного социального страхования, с учетом сообщения о заработной плате и занятости.

 

 


В целях создания благоприятных условий развития сельскохозяйственного производства внесены изменения в Налоговый кодекс Кыргызской Республики. Это позволило улучшить мотивацию для объединения сельскохозяйственных производителей в сельскохозяйственные кооперативы, поддержать развитие МТС. Несмотря на положительную динамику изменения основных экономических показателей развитие малого и среднего бизнеса (далее — МСБ) сдерживается двумя факторами: это доступ к основным ресурсам, инфраструктуре и обременительным государственным тарифным и нетарифным формам регулированием предпринимательства.

Существующая фискальная политика, политика неналоговых изъятий, в том числе и высоких ставок по обязательным социальным отчислениям не способствует накоплению и приводит к уклонению от исполнения обязательств. Привлечение внешних инвестиций затрудняется по причине снижения конкурентоспособности налогового законодательства и законодательства о социальных отчислениях. Высокий уровень не налоговых платежей значительно увеличивает стоимость труда, влияет на конкурентоспособность цены, как на внутреннем рынке, так и на внешнем.

Система принятия решений в управлении ограниченными ресурсами и регулирование отношений по доступу к основным факторам производства (земля, энергоресурсы, вода) содержит практически непреодолимые для субъектов МСБ барьеры. Сохраняются сложности получения различных видов разрешений, а проводимые проверки на предмет соблюдения требований законодательства содержат коррупционные проявления, избыточные требования и не гарантируют безопасность. Наблюдается снижение потенциала региональных и отраслевых бизнес-ассоциаций. Отток специалистов и несоответствующая подготовка кадров остаётся одной из проблем, препятствующих развитию частного сектора. Ряд мероприятий Программы Правительства по развитию частного сектора на 2015 -2017 годы не были реализованы, и Правительство Кыргызской Республики продолжит их реализацию. В целях защиты прав предпринимателей и исключения потенциальных коррупционных механизмов внесены изменения и дополнения в Закон Кыргызской Республики от 14 апреля 2016 года № 41 «О порядке проведения проверок субъектов предпринимательства», которое предусматривает освобождение новых предпринимателей от проверок на 3 года; сокращение в 2 раза кратность проверок предпринимателей со стороны санитарно-эпидемиологического надзора; государственные контролирующие органы (далее — ГКО) не вправе проводить внеплановые проверки без подтверждающих сведений и материалов; уменьшился срок контрольной проверки до 1 дня. Для усиления ответственности инспекторов ГКО и исключения незаконных проверок субъектов предпринимательства законодательно закреплено, что должностные лица государственных органов, совершившие противоправные действия при проведении проверок субъектов проверки, не вправе занимать какую-либо должность в уполномоченных государственных органах после установления их вины в судебном порядке (ранее было: не вправе занимать какую-либо должность в уполномоченных государственных органах в течение 3 лет).

В начале 2019 года введён мораторий на проведение проверок субъектов предпринимательства. Также внедрена система налоговых проверок на основе рисков, что позволило лучше определять компании с высоким уровнем риска и снизить в целом число проверок предпринимателей. На портале www.proverka.kg внедрен механизм обратной связи с предпринимателями, который позволяет получать и обрабатывать обратную связь от предпринимателей. В настоящее время с данным порталом работают 13 ГКО. Тем не менее, по опросам предпринимателей остаются претензии к деятельности контролирующих органов, и с повестки бизнес-сообщества не сходит проблема проверок, а их результативность находится под сомнением.

Для обеспечения прозрачности предоставления различных льгот для инвесторов разработан реестр инвестиционных стимулов в целях улучшения существующего режима стимулирования инвестиционной деятельности. Реестр включает в себя 78 фискальных и нефискальных стимулов и охватывает два уровня государственного управления: республиканский и местные уровни власти.

Кроме того, большое внимание было уделено мерам государственной поддержки сельхозпроизводителей, включая предоставление льготных кредитов фермерам и лизинг сельхозтехники.

В рейтинге «Ведение бизнеса» согласно данным Всемирного Банка «Doing Business 2019» за 2017-2018 годы общий рейтинг страны улучшился на с 77-го места на 70-е. Кыргызстан по показателю «Защита инвесторов» занимает 2 место среди стран СНГ и 13 место в мире. Регистрация бизнеса предусматривает всего 2 процедуры, по легкости регистрации собственности Кыргызская Республика занимает 11 место в мире.

По итогам социально-экономического развития республики за январь-сентябрь 2018 года по официальным данным Национального статистического комитета КР в стране функционировало 11356 малых и средних предприятий (по сравнению с 2017 годом за аналогичный период прирост составил 715 МСП). Индивидуальную предпринимательскую деятельность осуществляли 398,1 тыс. человек (прирост составил – 10,5 тыс. чел.).

Общая численность занятых в сфере МСП (без учета крестьянских и фермерских хозяйств) за отчетный период составила 480,6 тыс. человек. Удельный вес малого и среднего бизнеса в общем объеме ВВП составил 140,5 млрд сомов (132,5 млрд сомов в 2017 году) или 38,2% ВВП (37,8%).