Госпрограммы > Беларусь > Глава 4. Основные риски, связанные с реализацией государственной программы, и меры по их минимизации
Достижение поставленной в Государственной программе цели может быть осложнено различного рода рисками, что обусловливает необходимость их прогнозирования и своевременного принятия мер по их минимизации.
К основным рискам, которые могут возникнуть при реализации Государственной программы, относятся: правовые риски, связанные с изменением законодательства, продолжительностью процесса формирования нормативной правовой базы, необходимой для эффективной реализации Государственной программы, что может привести к увеличению сроков реализации мероприятий Государственной программы или изменению условий их выполнения; финансовые риски, связанные с сокращением объема финансирования за счет бюджетных средств программных мероприятий, в результате чего возможно сокращение или прекращение их выполнения; административные риски, связанные с неэффективным управлением реализацией Государственной программы, низкой эффективностью взаимодействия заинтересованных сторон, что может повлечь нарушение планируемых сроков реализации Государственной программы, невыполнение ее цели и задач, снижение эффективности выполнения мероприятий.
К основным рискам, которые могут возникнуть при реализации Государственной программы, относятся: правовые риски, связанные с изменением законодательства, продолжительностью процесса формирования нормативной правовой базы, необходимой для эффективной реализации Государственной программы, что может привести к увеличению сроков реализации мероприятий Государственной программы или изменению условий их выполнения; финансовые риски, связанные с сокращением объема финансирования за счет бюджетных средств программных мероприятий, в результате чего возможно сокращение или прекращение их выполнения; административные риски, связанные с неэффективным управлением реализацией Государственной программы, низкой эффективностью взаимодействия заинтересованных сторон, что может повлечь нарушение планируемых сроков реализации Государственной программы, невыполнение ее цели и задач, снижение эффективности выполнения мероприятий.
В целях минимизации воздействия рисков при реализации Государственной программы планируется: привлечение заинтересованных сторон к обсуждению проектов документов на этапе их разработки; учет планируемых изменений в законодательстве в сфере предпринимательской деятельности;
ежегодное уточнение объемов финансовых средств, предусмотренных на реализацию мероприятий Государственной программы, в зависимости от достигнутых результатов и определение приоритетов для первоочередного финансирования; формирование эффективной системы управления реализацией Государственной программы; проведение систематического мониторинга результативности реализации Государственной программы; повышение эффективности взаимодействия участников реализации Государственной программы; своевременная корректировка мероприятий Государственной программы
ежегодное уточнение объемов финансовых средств, предусмотренных на реализацию мероприятий Государственной программы, в зависимости от достигнутых результатов и определение приоритетов для первоочередного финансирования; формирование эффективной системы управления реализацией Государственной программы; проведение систематического мониторинга результативности реализации Государственной программы; повышение эффективности взаимодействия участников реализации Государственной программы; своевременная корректировка мероприятий Государственной программы
3
4
Целью Государственной программы является развитие малого и среднего предпринимательства как одного из факторов обеспечения стабильно высокого уровня занятости населения и экономического роста.
Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач:
улучшение деловой среды;
содействие развитию субъектов малого и среднего предпринимательства;
совершенствование инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства;
формирование позитивного отношения к предпринимательской инициативе граждан.
Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач:
улучшение деловой среды;
содействие развитию субъектов малого и среднего предпринимательства;
совершенствование инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства;
формирование позитивного отношения к предпринимательской инициативе граждан.
Сводные целевые показатели и целевые показатели Государственной программы приведены согласно приложению 1. Планируется достижение в 2020 году удельного веса валовой добавленной стоимости, формируемой субъектами малого и среднего предпринимательства, в валовой добавленной стоимости Республики Беларусь в размере 40 процентов и удельного веса занятых в микроорганизациях, малых и средних организациях, а также индивидуальных предпринимателей и привлекаемых ими наемных лиц в общей численности занятых в экономике Республики Беларусь в размере 39,6 процентов. (в ред. постановлений Совмина от 25.10.2016 № 870, от 28.12.2017 № 1015)
Предусматривается выполнение мероприятий по реализации Государственной программы согласно приложению 2.
Реализация плана действий по улучшению рейтинговых позиций Республики Беларусь в отчете Всемирного банка "Ведение бизнеса" согласно приложению 3 будет способствовать улучшению деловой среды и позволит обеспечить вхождение Республики Беларусь в число 30 стран с наиболее благоприятными условиями для ведения бизнеса.
Реализация плана действий по улучшению рейтинговых позиций Республики Беларусь в отчете Всемирного банка "Ведение бизнеса" согласно приложению 3 будет способствовать улучшению деловой среды и позволит обеспечить вхождение Республики Беларусь в число 30 стран с наиболее благоприятными условиями для ведения бизнеса.
4
Государственная программа "Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь" на 2016 - 2020 годы (далее - Государственная программа) разработана в целях обеспечения развития малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь.
2
3
4
1В условиях рыночной экономики, как показывает опыт экономически развитых государств, устойчивое социально-экономическое развитие напрямую зависит от уровня активности малого и среднего предпринимательства. Данный сектор экономики является достаточно мобильным и легко адаптируется к часто изменяющимся рыночным условиям, поэтому развитие малого и среднего предпринимательства является фундаментом для возникновения условий интенсивного экономического роста. Республика Беларусь в данном аспекте не является исключением, и вопросы экономического роста и источников его обеспечения как никогда актуальны сегодня.
Развитие индивидуального, малого и среднего предпринимательства в нашей стране является одним из национальных приоритетов экономики. Показатель численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства свидетельствует о важной роли предпринимательства Беларуси в решении проблемы занятости. Удельный вес занятых в микроорганизациях, малых и средних организациях, а также индивидуальных предпринимателей и привлекаемых ими наемных лиц в общей численности занятых в экономике по итогам 2014 года составил 32,5 процента (2010 год - 31,9 процента). На 1 января 2015 г. численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и привлекаемых ими наемных лиц, составила 1477,3 тыс. человек.
Рост численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства в 2014 году по отношению к 2010 году отмечен в Минской области - 6,6 процента (15,6 тыс. человек), в г. Минске - 3 процента (13,7 тыс. человек) и Гродненской области - 1,3 процента (1,8 тыс. человек). Заметное уменьшение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства в 2014 году по отношению к 2010 году наблюдалось в Витебской и Могилевской областях - на 11,7 процента (19,6 тыс. человек) и 8,6 процента (11,8 тыс. человек) соответственно. В то же время отмечается рост количества субъектов малого и среднего предпринимательства, обусловленный в первую очередь благоприятными изменениями в условиях ведения бизнеса. Так, с 2010 по 2014 год обозначилась устойчивая тенденция роста количества микроорганизаций, малых, средних организаций и индивидуальных предпринимателей. Количество микроорганизаций, малых и средних организаций на 1 января 2015 г. составило 114,2 тыс. единиц (в том числе 2,4 тыс. единиц (2,1 процента) - средние организации, 12,4 тыс. единиц (10,9 процента) - малые организации, 99,4 тыс. единиц (87 процентов) - микроорганизации) и по сравнению на 1 января 2011 г. их количество увеличилось на 27,3 тыс. единиц (темпы роста - 131,4 процента). Количество индивидуальных предпринимателей в 2014 году составило 249 тыс. человек и увеличилось по сравнению с 2010 годом на 17,1 тыс. человек (прирост - 7,4 процента). В 2014 году среднее число работников в микроорганизации составило 3,5 человека, в малой организации - 40 человек, в средней организации - 158 человек. Малый и средний бизнес развивается на территории Беларуси неравномерно. Распределение субъектов малого и среднего предпринимательства по регионам характеризуется достаточно высокой степенью концентрации в столице и крупных городах. В остальных регионах развитие малого и среднего бизнеса характеризуется относительной равномерностью.
Развитие индивидуального, малого и среднего предпринимательства в нашей стране является одним из национальных приоритетов экономики. Показатель численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства свидетельствует о важной роли предпринимательства Беларуси в решении проблемы занятости. Удельный вес занятых в микроорганизациях, малых и средних организациях, а также индивидуальных предпринимателей и привлекаемых ими наемных лиц в общей численности занятых в экономике по итогам 2014 года составил 32,5 процента (2010 год - 31,9 процента). На 1 января 2015 г. численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и привлекаемых ими наемных лиц, составила 1477,3 тыс. человек.
Рост численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства в 2014 году по отношению к 2010 году отмечен в Минской области - 6,6 процента (15,6 тыс. человек), в г. Минске - 3 процента (13,7 тыс. человек) и Гродненской области - 1,3 процента (1,8 тыс. человек). Заметное уменьшение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства в 2014 году по отношению к 2010 году наблюдалось в Витебской и Могилевской областях - на 11,7 процента (19,6 тыс. человек) и 8,6 процента (11,8 тыс. человек) соответственно. В то же время отмечается рост количества субъектов малого и среднего предпринимательства, обусловленный в первую очередь благоприятными изменениями в условиях ведения бизнеса. Так, с 2010 по 2014 год обозначилась устойчивая тенденция роста количества микроорганизаций, малых, средних организаций и индивидуальных предпринимателей. Количество микроорганизаций, малых и средних организаций на 1 января 2015 г. составило 114,2 тыс. единиц (в том числе 2,4 тыс. единиц (2,1 процента) - средние организации, 12,4 тыс. единиц (10,9 процента) - малые организации, 99,4 тыс. единиц (87 процентов) - микроорганизации) и по сравнению на 1 января 2011 г. их количество увеличилось на 27,3 тыс. единиц (темпы роста - 131,4 процента). Количество индивидуальных предпринимателей в 2014 году составило 249 тыс. человек и увеличилось по сравнению с 2010 годом на 17,1 тыс. человек (прирост - 7,4 процента). В 2014 году среднее число работников в микроорганизации составило 3,5 человека, в малой организации - 40 человек, в средней организации - 158 человек. Малый и средний бизнес развивается на территории Беларуси неравномерно. Распределение субъектов малого и среднего предпринимательства по регионам характеризуется достаточно высокой степенью концентрации в столице и крупных городах. В остальных регионах развитие малого и среднего бизнеса характеризуется относительной равномерностью.
2Плотность малого и среднего бизнеса (количество субъектов малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, на 1000 жителей) в Беларуси составляет 38,3 единицы на 1000 жителей и сопоставима с зарубежными показателями (Российская Федерация - 39 единиц, Республика Польша - 37 единиц, Латвийская Республика - 35 единиц, Литовская Республика - 32 единицы). Однако влияние малого и среднего предпринимательства на социально-экономическое развитие Беларуси заметно уступает уровню развитых стран. Доля валовой добавленной стоимости, формируемая субъектами малого и среднего предпринимательства (включая индивидуальных предпринимателей), в валовой добавленной стоимости страны за 2014 год составила 28,7 процента и увеличилась по сравнению с 2011 годом на 1,4 процентного пункта (расчет данного показателя с учетом доли индивидуальных предпринимателей до 2011 года не осуществлялся). Имеет место неравномерность развития малого и среднего предпринимательства по отраслям.
Сектор малого предпринимательства - институт, который обеспечивает занятость населения и сосредоточен прежде всего в сфере услуг (по итогам 2014 года - 73 процента от общего количества микроорганизаций и малых организаций, в том числе 39 процентов в сфере торговли, ремонта автомобилей, бытовых изделий). Аналогичная ситуация складывается в сфере индивидуального предпринимательства - 85 процентов индивидуальных предпринимателей занято в сфере услуг. Со средним бизнесом связано решение задач по обеспечению экономического роста и перехода на инновационный путь развития. Средние организации в большей степени представлены в сфере производства (более 68 процентов средних организаций осуществляют деятельность в области промышленности, строительства, сельского хозяйства). Поступательно увеличивается удельный вес объема промышленного производства субъектов малого и среднего предпринимательства в общем объеме промышленного производства - с 15,1 процента в 2010 году до 16 процентов в 2014 году. В 2014 году количество субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в промышленном производстве, составило 16 095 организаций, темпы роста их количества по отношению к 2010 году составили 127,6 процента (в 2010 году - 12 611 организаций).
Численность занятых в данном секторе в 2014 году составила 278,9 тыс. человек, или 23,2 процента от средней численности работников субъектов малого и среднего предпринимательства (без учета индивидуальных предпринимателей и привлекаемых наемных лиц). Количество индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в промышленности, - 12 118 человек, или 4,9 процента от общего количества зарегистрированных предпринимателей. Возрастает инвестиционный потенциал малого и среднего бизнеса. Если в 2010 году доля инвестиций малого и среднего предпринимательства в общем объеме инвестиций составляла 39,7 процента, то по итогам 2014 года данный показатель составил 42,3 процента (прирост - 2,6 процентного пункта). Доля экспорта субъектов малого и среднего предпринимательства в экспорте страны по итогам 2014 года составила 41,5 процента (2010 год - 42,9 процента), импорта - 35 процентов (2010 год - 37,4 процента). Удельный вес субъектов малого и среднего предпринимательства в общем объеме выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг по итогам 2014 года составил 37,1 процента (2010 год - 37,2 процента). Среди регионов наибольший удельный вес выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг субъектов малого и среднего предпринимательства в общем объеме выручки отмечен в г. Минске - 49,3 процента и Минской области - 41,1 процента, наименьший - в Гомельской области - 17,9 процента. Удельный вес налоговых поступлений от субъектов малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, в общих поступлениях в бюджет в 2014 году составил 27,9 процента. Наибольший удельный вес налоговых поступлений от субъектов малого и среднего предпринимательства в общих поступлениях региона отмечен по итогам 2014 года по Минской области - 34,3 процента, г. Минску - 32,1 процента и Брестской области - 29,5 процента, наименьший - по Витебской области - 15,5 процента. В республике действует сеть субъектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, которая состоит из 88 центров поддержки предпринимательства и 19 инкубаторов малого предпринимательства.
Сектор малого предпринимательства - институт, который обеспечивает занятость населения и сосредоточен прежде всего в сфере услуг (по итогам 2014 года - 73 процента от общего количества микроорганизаций и малых организаций, в том числе 39 процентов в сфере торговли, ремонта автомобилей, бытовых изделий). Аналогичная ситуация складывается в сфере индивидуального предпринимательства - 85 процентов индивидуальных предпринимателей занято в сфере услуг. Со средним бизнесом связано решение задач по обеспечению экономического роста и перехода на инновационный путь развития. Средние организации в большей степени представлены в сфере производства (более 68 процентов средних организаций осуществляют деятельность в области промышленности, строительства, сельского хозяйства). Поступательно увеличивается удельный вес объема промышленного производства субъектов малого и среднего предпринимательства в общем объеме промышленного производства - с 15,1 процента в 2010 году до 16 процентов в 2014 году. В 2014 году количество субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в промышленном производстве, составило 16 095 организаций, темпы роста их количества по отношению к 2010 году составили 127,6 процента (в 2010 году - 12 611 организаций).
Численность занятых в данном секторе в 2014 году составила 278,9 тыс. человек, или 23,2 процента от средней численности работников субъектов малого и среднего предпринимательства (без учета индивидуальных предпринимателей и привлекаемых наемных лиц). Количество индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в промышленности, - 12 118 человек, или 4,9 процента от общего количества зарегистрированных предпринимателей. Возрастает инвестиционный потенциал малого и среднего бизнеса. Если в 2010 году доля инвестиций малого и среднего предпринимательства в общем объеме инвестиций составляла 39,7 процента, то по итогам 2014 года данный показатель составил 42,3 процента (прирост - 2,6 процентного пункта). Доля экспорта субъектов малого и среднего предпринимательства в экспорте страны по итогам 2014 года составила 41,5 процента (2010 год - 42,9 процента), импорта - 35 процентов (2010 год - 37,4 процента). Удельный вес субъектов малого и среднего предпринимательства в общем объеме выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг по итогам 2014 года составил 37,1 процента (2010 год - 37,2 процента). Среди регионов наибольший удельный вес выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг субъектов малого и среднего предпринимательства в общем объеме выручки отмечен в г. Минске - 49,3 процента и Минской области - 41,1 процента, наименьший - в Гомельской области - 17,9 процента. Удельный вес налоговых поступлений от субъектов малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, в общих поступлениях в бюджет в 2014 году составил 27,9 процента. Наибольший удельный вес налоговых поступлений от субъектов малого и среднего предпринимательства в общих поступлениях региона отмечен по итогам 2014 года по Минской области - 34,3 процента, г. Минску - 32,1 процента и Брестской области - 29,5 процента, наименьший - по Витебской области - 15,5 процента. В республике действует сеть субъектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, которая состоит из 88 центров поддержки предпринимательства и 19 инкубаторов малого предпринимательства.
3 Субъекты данной инфраструктуры в большинстве расположены в областных центрах и крупных городах. Так, из 7 центров, расположенных в Брестской области, 4 находятся в г. Бресте, из 7 центров, расположенных в Витебской области, 3 - в г. Витебске, из 7 центров, расположенных в Гомельской области, 3 - в г. Гомеле. Лишь в Гродненской области из 19 центров поддержки предпринимательства 15 расположены в районных центрах. Услугами субъектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства охвачено около 130 тыс. человек, или 8,8 процента от общей численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства. Республика Беларусь в отчете Всемирного банка "Ведение бизнеса 2016" заняла 44-е место среди 189 государств. В отчете "Ведение бизнеса 2016" в отношении Республики Беларусь зафиксированы две положительные реформы - сокращение общего срока государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним с возможностью осуществления регистрационных действий в срочном порядке - в течение одного рабочего дня (показатель "Регистрация собственности"), а также введение для субъектов хозяйствования электронной государственной регистрации (показатель "Регистрация предприятий"). Упрощение правил вхождения в бизнес позволило улучшить рейтинговые позиции страны по показателю "Регистрация предприятий" сразу на 27 пунктов по отношению к предыдущему отчетному периоду. Республика Беларусь на протяжении последних пяти лет в рейтинге Всемирного банка удерживает лидерские позиции по показателю "Регистрация собственности" (7-е место), получает высокие оценки экспертов по показателям "Международная торговля" (25-е место), "Обеспечение исполнения контрактов" (29-е место) и "Получение разрешений на строительство" (34-е место). Показатель удаленности от передового рубежа улучшен по сравнению с предыдущим отчетным периодом на 0,54 процентного пункта и составил 72,3 процента, тем самым сокращен разрыв между достижениями нашей страны и передовым рубежом, рассчитанным на основе наилучших показателей по всем странам за все годы.
4
Успешные истории > архив видео
2
Первая сеть казахстанских супермаркетов в Москве, 3.04.2019
Белорусская мебель покорила 70 стран, 31.05.2019
За последние три года экспорт мебели вырос в два раза. Новые рынки сбыта: Китай, Сербия, Шри-Ланка. В прошлом году объемы экспорта превысили 500 миллионов долларов.
Сделано в ЕАЭС: завод в казахстанском Петропавловске наращивает экспорт молока, 29.05.2019
Ежедневно производит более 70 тонн молока. Только в Омск из Петропавловска еженедельно оправляют 50 тонн молока и масла. С начала года взаимная торговля Казахстана со странами ЕАЭС более 9 млрд долларов. 92% в Россию, 4% в Кыргызстан и почти столько же в Беларусь
В России и Беларуси начали разрабатывать методы селекции в животноводстве, 21.03.2019
Сделано в Беларуси: республика развивает деревообработку, 25.02.2019
В прошлом году объем поставок увеличился на 18%.
70% мебели, которую производят на предприятии, идет на экспорт. Основной рынок сбыта – Россия, а еще – Казахстан, Армения, страны Евросоюза.
Поставки выросли в девять раз: белорусское молоко и масло покоряют Китай, 26.11.2018
50 отечественных предприятий получили разрешение на экспорт молочной продукции в Китай. В 2018 году отправили на 37 миллионов долларов. Беларусь производит 5% всего молока в мире
Армения экспортирует в ЕАЭС рыбу, фрукты и овощи, 30.04.2019
Сельскохозяйственный прорыв: Казахстан увеличит поголовье скота, 29.05.2018
Власти намерены создать более 80 семейных ферм. Программа разработана на 4 года. Мясо пойдет на экспорт в Азию и на Ближний Восток.
Первая сеть казахстанских супермаркетов в Москве, 3.04.2019
Белорусская мебель покорила 70 стран, 31.05.2019
За последние три года экспорт мебели вырос в два раза. Новые рынки сбыта: Китай, Сербия, Шри-Ланка. В прошлом году объемы экспорта превысили 500 миллионов долларов.
Сделано в ЕАЭС: завод в казахстанском Петропавловске наращивает экспорт молока, 29.05.2019
Ежедневно производит более 70 тонн молока. Только в Омск из Петропавловска еженедельно оправляют 50 тонн молока и масла. С начала года взаимная торговля Казахстана со странами ЕАЭС более 9 млрд долларов. 92% в Россию, 4% в Кыргызстан и почти столько же в Беларусь
В России и Беларуси начали разрабатывать методы селекции в животноводстве, 21.03.2019
Сделано в Беларуси: республика развивает деревообработку, 25.02.2019
В прошлом году объем поставок увеличился на 18%.
70% мебели, которую производят на предприятии, идет на экспорт. Основной рынок сбыта – Россия, а еще – Казахстан, Армения, страны Евросоюза.
Поставки выросли в девять раз: белорусское молоко и масло покоряют Китай, 26.11.2018
50 отечественных предприятий получили разрешение на экспорт молочной продукции в Китай. В 2018 году отправили на 37 миллионов долларов. Беларусь производит 5% всего молока в мире
Армения экспортирует в ЕАЭС рыбу, фрукты и овощи, 30.04.2019
Сельскохозяйственный прорыв: Казахстан увеличит поголовье скота, 29.05.2018
Власти намерены создать более 80 семейных ферм. Программа разработана на 4 года. Мясо пойдет на экспорт в Азию и на Ближний Восток.
3
Публикации