• 1.jpg
  • 2.jpg
  • 3.jpg
  • 4.jpg
  • 5.jpg
Госпрограммы  >  Кыргызстан > Программа КР по развитию МСП на 2019-2023 годы 

IV. Основные задачи и меры Государственной программы

Достижение целей государственной программы будет зависеть от решения следующих задач:

  • содействие развитию внешнеэкономической деятельности и расширению экспорта продукции малого и среднего бизнеса;

  • пересмотр трудового законодательства и упрощение правил трудовых отношений, обеспечение баланса взаимоотношений между работником и работодателем;

  • пересмотр лицензионно-разрешительной системы (ее оптимизация), реформирование контрольно-надзорной системы и мер нетарифного регулирования;

  • совершенствование механизмов оказания финансовой и нефинансовой поддержки предпринимательства, налоговых правоотношений, изменение системы расчёта социальных отчислений;

  • расширение доступа МСБ к ресурсам в регионах, в рамках государственных программ по поддержке городов «Точек роста», развитию сельского хозяйства, экспортно-ориентированного производства, включая доступ к необходимой производственной инфраструктуре, земельным участкам;

  • развитие институтов защиты предпринимательских прав, инвестиционной деятельности, частной предпринимательской собственности, поддержка развитию бизнес ассоциаций, повышению их экспертного потенциала;

  • обеспечение предпринимателей доступными информационными, консультационными и обучающими услугами через деятельность Центров обслуживания предпринимателей.

  • Содействие развитию внешнеэкономической деятельности

Дальнейшее развитие внешнеэкономической деятельности сдерживается наличием усложненных таможенных процедур, значительного объема документов и недостаточным информированием предпринимателей законодательством ЕАЭС, регулирующим таможенные процедуры.

В этой связи необходимо внести изменения в нормативные правовые акты по торговым и таможенным процедурам, широко использовать новейшие информационные технологии в сфере внешнеэкономической деятельности, внедрять цифровые технологии по обработке документов, оказывать содействие в расширении доступа кыргызской продукции на внешние рынки.

Для этого предлагается принять ряд мер для улучшения условий внешнеэкономической деятельности:

  • по принципу «единого окна» будет переведено в цифровое взаимодействие государственных органов и участников внешнеэкономической деятельности. Предлагается провести техническую модернизацию инфраструктуры на местах таможенного оформления, для более широкого внедрения современных технологий и соответствия требованиям ЕАЭС;

  • будет внедрена система электронного таможенного декларирования и система автоматического выпуска товаров, в цифровой формат трасформируется система контроля фитосанитарной безопасности;

  • будет обеспечен оптимальный режим работы таможенных пунктов пропуска через государственную границу Кыргызской Республики для участников внешнеэкономической деятельности. Для этого будут заключены соответствующие соглашения с таможенными службами стран региона;

  • будет увеличено число торгово-логистических центров в Кыргызской Республике в сфере сельского хозяйства, включающие в себя лабораторные исследования, хранение, переработку, сортировку, торговую площадку и т.д.;

  • для развития приграничной торговли с Узбекистаном и Таджикистаном будет обеспечено функционирование зон трансграничной торговли на границах, что улучшит условия работы для предпринимателей;

  • для расширения доступа к рынкам будет оказано содействие в проведении и участии в специализированных выставках, ярмарках в стране и за рубежом.

Учитывая современные тенденции развития электронной торговли, также будет поддержано создание специализированной региональной интернет-платформы, развитие «E-commerce» по реализации продукции кыргызских предприятий.

В результате принятых мер снизятся издержки участников внешнеэкономической деятельности, будут широко использоваться новейшие информационные технологии в сфере обмена информации по процедурам внешнеэкономической деятельности, расширится доступ и объемы поставок кыргызской продукции на рынки ЕАЭС и другие рынки.

2. Трудовые отношения, поддержка и содействие в подготовке, переподготовке кадров


В трудовое законодательство Кыргызской Республики необходимо внести изменения, чтобы обеспечить реальный баланс экономических интересов работника и работодателя, учитывая текущее и будущее развитие рынка труда, обеспечение конкурентоспособности наших предпринимателей, подготовку кадров для производства.

Нормы Трудового кодекса Кыргызской Республики, которые не используются или используются не в полной мере, но при этом снижают инвестиционную привлекательность страны, будут пересмотрены либо исключены из трудового законодательства, в частности требования обязательного уведомления бюро трудоустройства о вакансии и обоснованного отказа приема на работу.

Для обеспечения сбалансированных трудовых отношений и подготовки кадров, будут реализованы ряд мер.

Будут пересмотрены нормы выплат за работу сверх нормы, размеры выплат выходного пособия при увольнении работника по инициативе работодателя. Будет исключена норма обязательного требования трудового законодательства согласования вопроса увольнения с профсоюзом или ассоциацией работников в виду неразвитости таких институтов в регионах.

Для подготовки профессиональных кадров будет внедрена Национальная система квалификации и национальных квалификационных рамок компетенции работников. Поддержку получит развитие системы профессиональной подготовки, обучения молодёжи непосредственно на производстве и в иных организациях вне зависимости от форм собственности. Потребуется внедрить систему регулирования отношений ученик-предприниматель на основе «ученического договора» с предоставлением преференций для субъектов, расходующих собственные ресурсы на подготовку и переподготовку кадров.

В результате принятых мер будут обеспечены правовые условия, регулирующие экономический баланс интересов работодателей и наемных работников, развита система подготовки специалистов, обладающих необходимыми профессиональными компетенциями, требуемых для рынка труда.

3. Развитие предпринимательских навыков, предпринимательской инициативы


В Кыргызской Республике развит малый и средний бизнес, что является результатом реформ по поддержке предпринимательства. В стране на рынок труда каждый год вступает значительное число молодежи, организуются новые предприятия и требуются определенные усилия власти и бизнес сообщества по популяризации предпринимательства среди молодежи, обучению их основам предпринимательства, повышения профессионализма руководителей частных предприятий.

В этой связи предусмотрено реализация ряда мер по развитию предпринимательских навыков и популяризация предпринимательства, особенно в регионах, среди молодежи, женщин, где вопрос занятости наиболее актуален. Проведение обучения граждан потенциальных предпринимателей, и повышение компетенций действующих предпринимателей, руководителей предприятий методам управления качеством и конкурентоспособностью предприятий малого и среднего бизнеса сегодня обусловлены стимулированием предпринимательской инициативы.

Для повышения профессионализма руководителей предприятий через Центры обслуживания бизнеса и другие структуры будет проводиться вовлечение в предпринимательскую деятельность посредством «Бизнес инкубаторов» и содействия становлению бизнеса. Обучение предпринимателей малого и среднего бизнеса основам финансового планирования и бюджетирования бизнес-проектов. Для расширения числа предприятий в сфере производства и новых технологий через Центры обслуживания бизнеса должны предоставляться информационно-консультативные и инжиниринговые услуги, услуги разработки технико-экономического обоснования (далее – ТЭО) проектов.

В результате принятых мер будет расширен доступ молодежи и предпринимателей к информации по созданию и развитию малого и среднего бизнеса, созданы условия для обучения их основам предпринимательства и предоставления разнообразных услуг через Центры обслуживания бизнеса.


 

 


4. Оптимизация лицензионно-разрешительной системы
Согласно Закону Кыргызской Республики «Об оптимизации нормативной правовой базы регулирования предпринимательской деятельности», заложен принцип периодического пересмотра (раз в пять лет) нормативных актов, регулирующих предпринимательство. Действующий Закон «О лицензионно-разрешительной системе в Кыргызской Республике» был принят в 2013 году по итогам проводимой реформы направленной на сокращение лицензий и разрешений. Практики лицензионного регулирования и несвоевременное приведение в соответствие с принятым законом подзаконных актов правительства привели к ряду проблем. В свою очередь, чрезмерное количество ограничительных мер по допуску на рынок предпринимателей негативно отражается на росте деловой активности в целом, создавая проблемы при ведении бизнеса. В Кыргызской Республике насчитывается около 240 видов лицензионно-разрешительных документов, которые необходимо сократить.

Также отмечаются сложности при получении лицензионных и разрешительных документов, отсутствие прозрачности и открытости процедур лицензирования, отсутствие процедур приостановления и возврата лицензии, дублирования процедур лицензионного контроля с проверками проводимых инспекциями государственных контролирующих органов. Остро стоят вопросы лицензирования и выдачи разрешений на подвиды деятельности, которые не определены действующим Законом Кыргызской Республики, либо подменяют их действие.

В большинстве случаев, лицензиарами при процедуре лицензирования запрашиваются документы, не установленные Законом Кыргызской Республики «О лицензионно-разрешительной системе в Кыргызской Республике», либо которые, по своей сути, подменяют их действие, в частности разрешение на строительство, право пользования воздушным пространством. Лицензиарами при предоставлении лицензий и разрешений запрашиваются сертификаты, подтверждающих квалификацию руководящего состава лицензиата, либо запрашивается прохождение процедуры согласования с одним из государственных органов, по своей сути, являющееся также разрешением на профессиональную деятельность отдельных специалистов, что увеличивает административную нагрузку на предпринимателей малого и среднего бизнеса.

В виду отсутствия четкого определения, что является лицензионным регулированием, а что является разрешительным регулированием, дающим право на осуществление деятельности, действий, операций при общей унификации под единые лицензионные требования, приводит к проблеме единообразного их применения без учёта особенностей и различий. Нормы и положения действующего лицензионного законодательства не позволяют использовать унифицированные требования для обеспечения видов безопасности (нанесения вреда жизни, здоровью людей, окружающей среде, собственности, общественной и государственной безопасности), исходя из различий угроз по отдельным видам деятельности, действий, операций.

В настоящее время, в Кыргызской Республике законодательно закреплено признание действующих на территории Кыргызской Республики лицензий и (или) разрешений, полученных в других государствах, на условиях, соответствующих международным договорам или признанных в одностороннем порядке. Однако, в настоящее время, процедуры по признанию лицензий и разрешений, полученных в других государствах, не разработаны, что, также, влияет на инвестиционную привлекательность.

Изменение ситуации возможно только посредством проведения анализа и оценки результативности лицензирования. При этом необходимо принять за основу обеспечение баланса проводимых политик направленных на защиту и снижение угроз нанесения вреда жизни, здоровью людей, окружающей среде, собственности, общественной и государственной безопасности, и политик направленных на создание условий благоприятных условий для развития частного сектора.

В целях оптимизации лицензионно-разрешительной системы Правительством Кыргызской Республики будут приняты меры по инвентаризации лицензий и разрешений, оптимизации лицензионно- разрешительной системы и пересмотра законодательства в сфере лицензионно-разрешительной системы, разработаны и внедрены в лицензионное законодательство критерии лицензирования видов деятельности, имеющих иную природу лицензионного регулирования, отрегулированы вопросы по взаимному признанию лицензий и разрешений в странах Евразийского экономического союза, обеспечена цифровизация лицензионного регулирования и автоматизация выдачи лицензий и разрешений, а также внедрена единая информационная базы лицензиатов и лицензиаров.

5. Оптимизация контрольно-надзорной системы регулирования предпринимательства

В настоящее время, несмотря на проводимые реформы в сфере контрольно-надзорной системы, присутствует принцип выискивания государственными контролирующими органами нарушений с целью применения финансовых и иных санкций и ответственности.

Важным шагом является совершенствование законодательства о проверках и развитие форм контроля направленных на предупреждение нарушений обязательных требований, норм, параметров безопасности. Правительство Кыргызской Республики рассмотрит возможность введения законодательной регламентации порядка и процедур проведения мониторинга деятельности субъектов, имеющих высокие риски, в том числе и форм инструментального (лабораторного) контроля соответствия требованиям, стандартам и нормам. В свою очередь применение в контрольно-надзорной системы принципа раннего предупреждения нарушений, позволит снизить уровень коррупционной заинтересованности сторон в сокрытии нарушений и дальнейшего извлечения незаконных выгод.

Кроме того, в настоящее время отмечается чрезмерное вмешательство государственных органов власти в процессы производства товаров, работ, услуг, а также наличие избыточных требований, не относящихся к обеспечению безопасности. В этой связи, Правительством Кыргызской Республики, будет осуществлен пересмотр законодательства (по сферам и отраслевым приоритетам развития), содержащего обязательные требования к деятельности, к объектам на которых осуществляется предпринимательская деятельность, а также проведен анализ результативности воздействия проверок и оценка исполнения/неисполнения установленных требований субъектами предпринимательства.

Также одной из приоритетных задач по оптимизации контрольно-надзорной системы регулирования предпринимательства, является принятие нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность частных организаций, специализирующихся на техническом аудите (техническом надзоре), противопожарном аудите, альтернативной экспертизе и оценке соответствия, а также определение форм государственного регулирования деятельности данных организаций.

Вместе с тем, в рамках реализации Указа Президента Кыргызской Республики «Об объявлении 2019 года Годом развития регионов и цифровизации страны», Правительством Кыргызской Республики будут осуществлены меры по созданию информационных систем он-лайн и цифрового контроля, организация и регламентация межведомственного камерального взаимодействия ГКО, создание информационных баз данных по итогам проверок и принятым мерам воздействия, принуждения к устранению нарушений на базе ресурса «Proverka.kg», что позволит обеспечить отказ от «документальных проверок» и переход на камеральные формы контроля и развитие частных институтов контроля, экспертизы, аудита, оценки соответствия.

6. Доступность основных ресурсов и планирование развития территорий

Важным шагом в развитии малого и среднего предпринимательства является наличие объектов имущества (основных производственных фондов, здания и сооружения). Однако малый и средний бизнес не обладает достаточным первичным капиталом для приобретения объектов недвижимости в начале деятельности. Существующие кредитные банковские продукты и арендные условия использования, имеющихся объектов недвижимости приводят к застою инвестиционных инициатив, так как в одном случае требуется обеспечение кредита, которого как правило нет у начинающих предпринимателей, а во втором возникают затраты в перепрофилирование объектов недвижимости и инвестирование в объекты чужой (арендуемой) недвижимости.

Благоприятным фактором развития частного сектора является внедрение нового кредитного продукта — «Бизнес-ипотеки», взаимовыгодной модели экономических отношений между кредитными институтами и бизнесом в условиях наличия простаивающих предприятий, перепроизводства отдельных офисных площадей в построенных и строящихся объектах недвижимости, наличия потребности в основных фондах у начинающих предпринимателей и действующих субъектов обладающих потенциалом развития.

Доступность основных энергетических ресурсов, коммуникаций, инженерного обеспечения объектов недвижимости и производственных процессов, необходимых для ведения практически всех видов предпринимательской деятельности сегодня является сдерживающим фактором развития. Ситуация обусловлена в одном случае отсутствием самих ресурсов, в других с отсутствием инвестиционных инициатив со стороны муниципальных коммунальных собственников, естественных монополистов и низким уровнем вовлечения частных специализированных субъектов – неразвитостью конкуренции. Монопольное поведение и нормативно правовое регулирование отношений между потребителем и поставщиком услуг, товара на основе разрешительной системы не удаётся изменить несколько лет. Решение проблемы заключается в изменении подходов к регулированию отношений, принуждению монополистов к раскрытию информации, созданию открытой информационной системы (цифровой модели управления мощностями).

Существующая система планирования застройки территорий городов и населённых пунктов на этапе проектирования не учитывает частно-инвестиционных намерений. В процесс разработки основных градостроительных документов (регламентов) не включены организованные субъекты бизнеса. В порядок и процедуры изыскания и выделения земельных участков так или иначе вовлечены субъекты предпринимательства, развитие новых промышленных зон, создание логистических центров, зон трансграничной торговли, точек роста (категория земель промышленность) вне населённых пунктов также тесно связано с проблемой вовлечения самих инвесторов-предпринимателей в изменении функционального, целевого назначения вплоть до трансформации земельных участков под бизнес.

Изменение правоотношений между органами, ответственными за планирование развития территорий и частными инвесторами, должны быть изменены. Так предлагается предоставлять полностью сформированные участки с готовой инженерной и производственной инфраструктурой. Внедрение цифровых технологий для картирования позволит инвесторам ещё на стадии формирования инвестиционных (градостроительных) намерений получать информацию о разрешённом использовании земель. Изменение принципов проектирования застройки территорий, в том числе и проведение реконструкции простаивающих и неиспользуемых промышленных зон, развитие правого зонирования территорий, предоставление под объекты промышленности уже трансформированных участков позволит: во-первых исключить схемы преодоления барьеров по изменению статуса земельных участков; во-вторых ускорит инвестиции в реальные проекты, в-третьих исключит участие самих субъектов и предотвратит контакты и снизит коррупционные риски.

7. Налоговые правоотношения и социальные отчисления

Согласно исследованиям Международной финансовой корпорации (IFC) по оценке затрат бизнеса на соблюдение требований налогового законодательства Кыргызской Республики, затраты бизнеса на налоговое администрирование снижаются, и в 2016 году составили 367 долларов США (примерно 25 000 сом), суммарная нагрузка на экономику страны, связанная с соблюдением требований налогового законодательства в 2016 году составила 0,13% от ВВП.

Если такая финансовая нагрузка для крупного бизнеса может считаться незначительной, то для среднего, а особенно малого бизнеса, такая нагрузка может оказаться непомерной и предложенные меры по снижению административной нагрузки через значительное упрощение форм налоговой отчетности и сокращению количества предоставляемой отчетности субъектами МСБ позволит увеличить количество предприятий МСБ.

Также большую часть малого предпринимательства (в количественном отношении) составляют индивидуальные предприниматели, для которых соблюдение налоговых требований выливаются в прямые потери для бизнеса, т.к. в это время (а по оценкам IFC на соблюдение налогового законодательства тратится 23,6 дней по результатам 2016 года) предприниматель не имеет физической возможности заниматься предпринимательской деятельностью, т.к. занят составлением или сдачей налоговой отчетности.

Также, несмотря на то, что индивидуальные предприниматели гражданским законодательством приравнены к юридическим лицам, налоговое законодательство имеет свои особенности в части администрирования предпринимательской деятельности в соответствии с разделением по физическим и юридическим лицам, и индивидуальные предприниматели в силу двойственности восприятия их налоговым законодательством вынуждены тратить на налоговое администрирование времени больше, чем юридические лица, мера по пересмотру (значительному упрощению) формы Единой налоговой декларации (ЕНД) позволит снизить прямые расходы индивидуальных предпринимателей и будет способствовать росту их числа.

Налоговое законодательство использует специальный налоговый режим для индивидуальных предпринимателей с минимальным администрированием – добровольный патент, но стоимость страхового полиса (т.е. социальные отчисления) были значительно увеличены в последние годы и, в то же время, не обеспечивают для индивидуальных предпринимателей уровень социальных гарантий, которые получают работники, занятые на предприятиях (оплата больничных листов, санаторно-курортное лечение и др.). Аналогичная проблема наблюдается при определении размера отраслевых налогов, которые определены в налоговом законодательстве в специальном налоговом режиме – обязательный патент, платежи МСБ, занятых в указанных отраслях, особенно в регионах, несут высокую нагрузку и нет прозрачности в расчете сумм налогов, что вызывает обоснованные возражения со стороны представителей МСБ в регионах.

Наиболее часто поднимаемой проблемой МСБ в последние годы является ставка социальных отчислений, уплачиваемых работодателями, которая почти в два раза превышает ставку налога на прибыль, что создает экономическое основание для занижения размеров заработной платы субъектами МСБ, мера по выравниванию нагрузки по социальным отчислениям путем приравнивания нагрузки по социальным отчислениям к нагрузке по налогу на прибыль, предложенная в программе, позволит решить вопросы занятости и даст экономический стимул для субъектов МСБ к отказу от выплат заработных плат в «конвертах».

Мера, направленная на повышение прозрачности при назначении налоговых проверок субъектов МСБ, создание открытого информационного ресурса, на котором будут оперативно публиковаться результаты проведенных налоговых проверок, повысит уровень доверия субъектов МСБ к проверкам, позволит значительно сократить необоснованные проверки субъектов МСБ налоговыми органами, и в конечном итоге, сократит расходы МСБ на налоговое администрирование.

8. Укрепление потенциала бизнес-ассоциаций, развитие саморегулирования, становление института Бизнес-омбудсмена

В стране созданы и работают бизнес-ассоциации, которые представляют интересы предпринимателей, ведут диалог с властью. Однако значительное число бизнес-ассоциаций не обладают достаточным потенциалом и умением формулировать свои проблемы и пути их решения. Особенно это касается региональных ассоциаций, которые испытывают значительные трудности в налаживании активного диалога с местной властью и не могут по этой причине конструктивно вовлекаться в выработку локальных политик развития.

Будут реализованы меры для усиления потенциала бизнес-ассоциаций и дальнейшего их развития, а также использование новых форм защиты предпринимателей.

В программе заложено развитие бизнес-ассоциаций и укрепление экспертно-аналитического потенциала в деятельности бизнес сообщества. Будет проведено обучение органов власти и бизнес сообщество по практическому использованию методов АРВ при выработке вариантов регулирования в сфере оптимизации лицензионно-разрешительной системы и контрольно-надзорной форм регулирования предпринимательства.

Для усиления защиты инвесторов и предприятий МСБ необходимо развивать и усиливать институт Бизнес-омбудсмена, для чего потребуется внесение изменений в ряд нормативных правовых актов и принятие закона для обеспечения результативной деятельности Бизнес-омбудсмена. Бизнес-ассоциации при поддержке партнёров по развитию будут изучать практики аналогичных институтов зарубежных стран по защите инвестиций и предпринимательства.

Для развития и поддержки региональных бизнес-ассоциаций необходимо добиться обязательного участия бизнес-сообщества в процессы разработки ОМСУ программ социально-экономического развития территорий, в том числе и для учёта частно-инвестиционных намерений на этапе планирования застройки территорий городов и населённых пунктов, вовлекать в процесс разработки регламентных документов правового зонирования территорий и разработки градостроительных документов.

Для дальнейшего развития бизнес-ассоциаций будут созданы правовые условия для организации пилотных проектов саморегулируемых организации в регулировании профессиональной деятельности, при поддержке партнёров по развитию, с учетом наличия инициатив и международного опыта.

В результате принятых мер будет усилен экспертный и аналитический потенциал бизнес-ассоциаций, начнет работать институт Бизнес-омбудсмена, что позволит бизнесу более активно и конструктивно вести диалог с властью, защищать интересы предпринимателей, вносить вклад в развитие регионов.