ФОРМИРОВАНИЕ БЛАГОПРИЯТНЫХ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРАЖДАН И РАЗВИТИЯ ЧАСТНОГО БИЗНЕСА
Сокращение государственного регулирования и повышение степени экономической свободы
Для активизации частной предпринимательской инициативы, содействия стабильному росту эффективности предпринимательской деятельности и улучшения отраслевой структуры экономики предусматривается: проведение целенаправленной политики, организационной работы и мер по стимулированию и поддержке частной инициативной деятельности; создание равных условий функционирования субъектов хозяйствования независимо от форм собственности; обеспечение соответствия форм и уровня государственного регулирования степени важности хозяйственно-экономических отношений для решения существующих проблем и рыночных требований; противодействие монополистической деятельности и формирование конкурентной среды; реформирование государственных предприятий, включая передачу государственного имущества более эффективному собственнику, выработка мер по контролю за выполнением обязательств по вовлечению неиспользуемого имущества в хозяйственный оборот; совершенствование государственного управления, включая изменение роли государства в развитии экономики, разделение функций государства как регулятора и собственника; содействие генерации нового и эволюции действующего бизнеса, трансформации микроорганизаций в малые, малых – в средние, средних – в крупные организации; совершенствование социально-трудовых отношений; сокращение транзакционных издержек бизнеса при осуществлении административных процедур, внедрение в практику принципа «одно окно» при прохождении административных процедур в рамках типичных деловых ситуаций: одна типичная деловая ситуация – одно заявление; проведение оценки законодательства при поступлении предложений о введении (расширении) административных процедур, электронного контроля, создании электронных кабинетов юридических лиц на предмет утраты актуальности (обоснованности) государственного регулирования правоотношений в сфере предпринимательской деятельности с последующей саморегуляцией правоотношений; создание единого общедоступного электронного реестра административных процедур, предоставляющего возможность поиска необходимых процедур, исходя из конкретных деловых ситуаций; обеспечение прохождения административных процедур в электронном виде; ограничение круга лицензируемых видов деятельности только видами деятельности, непосредственно влияющими на национальную безопасность, общественный порядок, защиту прав и свобод, нравственность, здоровье населения и охрану окружающей среды, упрощение лицензионных требований, уменьшение (отмена) ставок государственной пошлины за выдачу лицензий, обеспечение принудительного прекращения действия лицензий только по решению суда; внедрение в республике механизма оценки регулирующего воздействия нормативных правовых актов, влияющих на условия осуществления предпринимательской деятельности в отношении субъектов МСП; разработка упрощенных регламентов открытия и функционирования субъектов малого предпринимательства с введением элементов добровольного декларирования безопасности; изменение критериев отнесения субъектов хозяйствования к микро-, малым и средним организациям (с использованием зарубежного опыта); создание стимулов для развития добровольного саморегулирования предпринимательской деятельности, развитие отраслевого законодательства в направлении передачи функций государственных органов саморегулируемым организациям; изменение уголовного законодательства и законодательства об административных правонарушениях на предмет соответствия размера ответственности субъектов МСП размеру причиненного ущерба (вреда) и степени общественной опасности деяний; совершенствование контрольной (надзорной) деятельности на основе неукоснительного соблюдения принципов добросовестности субъектов хозяйствования, приоритета профилактической направленности работы контролирующих (надзорных) органов; повышение уровня судебной защиты прав и законных интересов субъектов МСП; публикация судебных решений, затрагивающих сферу МСП, в открытом доступе в глобальной компьютерной сети Интернет (включая мотивировочную часть решений, постановлений).
Сокращение государственного регулирования и повышение степени экономической свободы
Для активизации частной предпринимательской инициативы, содействия стабильному росту эффективности предпринимательской деятельности и улучшения отраслевой структуры экономики предусматривается: проведение целенаправленной политики, организационной работы и мер по стимулированию и поддержке частной инициативной деятельности; создание равных условий функционирования субъектов хозяйствования независимо от форм собственности; обеспечение соответствия форм и уровня государственного регулирования степени важности хозяйственно-экономических отношений для решения существующих проблем и рыночных требований; противодействие монополистической деятельности и формирование конкурентной среды; реформирование государственных предприятий, включая передачу государственного имущества более эффективному собственнику, выработка мер по контролю за выполнением обязательств по вовлечению неиспользуемого имущества в хозяйственный оборот; совершенствование государственного управления, включая изменение роли государства в развитии экономики, разделение функций государства как регулятора и собственника; содействие генерации нового и эволюции действующего бизнеса, трансформации микроорганизаций в малые, малых – в средние, средних – в крупные организации; совершенствование социально-трудовых отношений; сокращение транзакционных издержек бизнеса при осуществлении административных процедур, внедрение в практику принципа «одно окно» при прохождении административных процедур в рамках типичных деловых ситуаций: одна типичная деловая ситуация – одно заявление; проведение оценки законодательства при поступлении предложений о введении (расширении) административных процедур, электронного контроля, создании электронных кабинетов юридических лиц на предмет утраты актуальности (обоснованности) государственного регулирования правоотношений в сфере предпринимательской деятельности с последующей саморегуляцией правоотношений; создание единого общедоступного электронного реестра административных процедур, предоставляющего возможность поиска необходимых процедур, исходя из конкретных деловых ситуаций; обеспечение прохождения административных процедур в электронном виде; ограничение круга лицензируемых видов деятельности только видами деятельности, непосредственно влияющими на национальную безопасность, общественный порядок, защиту прав и свобод, нравственность, здоровье населения и охрану окружающей среды, упрощение лицензионных требований, уменьшение (отмена) ставок государственной пошлины за выдачу лицензий, обеспечение принудительного прекращения действия лицензий только по решению суда; внедрение в республике механизма оценки регулирующего воздействия нормативных правовых актов, влияющих на условия осуществления предпринимательской деятельности в отношении субъектов МСП; разработка упрощенных регламентов открытия и функционирования субъектов малого предпринимательства с введением элементов добровольного декларирования безопасности; изменение критериев отнесения субъектов хозяйствования к микро-, малым и средним организациям (с использованием зарубежного опыта); создание стимулов для развития добровольного саморегулирования предпринимательской деятельности, развитие отраслевого законодательства в направлении передачи функций государственных органов саморегулируемым организациям; изменение уголовного законодательства и законодательства об административных правонарушениях на предмет соответствия размера ответственности субъектов МСП размеру причиненного ущерба (вреда) и степени общественной опасности деяний; совершенствование контрольной (надзорной) деятельности на основе неукоснительного соблюдения принципов добросовестности субъектов хозяйствования, приоритета профилактической направленности работы контролирующих (надзорных) органов; повышение уровня судебной защиты прав и законных интересов субъектов МСП; публикация судебных решений, затрагивающих сферу МСП, в открытом доступе в глобальной компьютерной сети Интернет (включая мотивировочную часть решений, постановлений).
Формирование конкурентной среды и обеспечение равных условий хозяйствования для субъектов различных форм собственности
В целях создания конкурентных условий деятельности субъектов хозяйствования независимо от размеров и форм собственности предусматривается: обзор правоприменительной практики использования мер ответственности за нарушение антимонопольного законодательства и внесение предложений об их корректировке; оптимизация подходов к определению доминирующего положения на рынке; обеспечение прозрачности деятельности субъектов естественных монополий; совершенствование конкурсных механизмов распределения финансовых, дефицитных материальных и сырьевых ресурсов исходя из заранее установленных критериев, таких как эффективность производства, наращивание экспорта, импортозамещение, обеспечение дополнительной занятости и других; совершенствование законодательства о государственных закупках в целях выработки мер, направленных на увеличение доли субъектов МСП в общем объеме государственных закупок, и соблюдения сроков оплаты за поставленные товары (работы, услуги); установление единых правил допуска к осуществлению коммерческой деятельности для всех организаций вне зависимости от формы собственности
Совершенствование правоотношений в области собственности Для повышения заинтересованности граждан в частной инициативной деятельности и динамичного роста количества субъектов МСП необходимо продолжить работу по совершенствованию правоотношений в области собственности, предусматривающую, с одной стороны, дальнейшую оптимизацию государственной собственности, а с другой – обеспечение безусловных гарантий защиты и развития частной собственности. В этих целях предусматривается: обеспечение гарантий прав частной собственности, равенства форм собственности, недопущения необоснованного вмешательства в деятельность субъектов МСП со стороны государственных органов; обеспечение добросовестным приобретателям имущества гарантий владения и пользования; запрет действий, направленных на лишение (прекращение) имущественных прав субъектов предпринимательской деятельности, за исключением взыскания налогов, сборов (пошлин), иных платежей в бюджет, государственные внебюджетные фонды или платежей, осуществляемых в соответствии с международными договорами Республики Беларусь, при отсутствии вступившего в законную силу решения (постановления) суда; совершенствование подходов к оценке эффективности использования и распоряжения государственным имуществом; упрощение процедуры и сокращение сроков передачи субъектам предпринимательской деятельности неиспользуемого или неэффективно используемого имущества; совершенствование законодательства в части упрощения процедур и сокращения сроков, связанных с предоставлением земельных участков.
Формирование рациональной фискальной политики, упрощение учета и отчетности Рационализация фискальной политики в отношении субъектов МСП предполагает, с одной стороны, меры по снижению уровня изъятия добавленной стоимости субъектов, с другой – сокращение их издержек на расчет и уплату налогов, социальных взносов и платежей. В этих целях предусматривается: повышение конкурентоспособности товаров (работ, услуг) за счет оптимизации фискальной нагрузки на экономику; дальнейшее совершенствование упрощенной системы налогообложения; совершенствование методики определения налогооблагаемой базы налога на недвижимость и земельного налога для субъектов МСП; совершенствование механизмов налогообложения инвестиционной и инновационной деятельности субъектов МСП; совершенствование механизма снижения налоговой нагрузки на субъекты хозяйствования на отдельных территориях; расширение сферы применения единого налога, взимаемого с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц; предоставление права индивидуальным предпринимателям при наличии задолженности на отчетную дату по налогам, сборам и пошлинам обращаться в налоговые органы за взысканием денежных средств с организации-дебитора; оптимизация отчетности путем сокращения ее количества, перечня показателей, периодичности предоставления, времени на ее заполнение и предоставление в государственные органы (организации), поэтапное сокращение бумажного документооборота; расширение практики применения выборочных статистических наблюдений за деятельностью субъектов МСП.
В целях создания конкурентных условий деятельности субъектов хозяйствования независимо от размеров и форм собственности предусматривается: обзор правоприменительной практики использования мер ответственности за нарушение антимонопольного законодательства и внесение предложений об их корректировке; оптимизация подходов к определению доминирующего положения на рынке; обеспечение прозрачности деятельности субъектов естественных монополий; совершенствование конкурсных механизмов распределения финансовых, дефицитных материальных и сырьевых ресурсов исходя из заранее установленных критериев, таких как эффективность производства, наращивание экспорта, импортозамещение, обеспечение дополнительной занятости и других; совершенствование законодательства о государственных закупках в целях выработки мер, направленных на увеличение доли субъектов МСП в общем объеме государственных закупок, и соблюдения сроков оплаты за поставленные товары (работы, услуги); установление единых правил допуска к осуществлению коммерческой деятельности для всех организаций вне зависимости от формы собственности
Совершенствование правоотношений в области собственности Для повышения заинтересованности граждан в частной инициативной деятельности и динамичного роста количества субъектов МСП необходимо продолжить работу по совершенствованию правоотношений в области собственности, предусматривающую, с одной стороны, дальнейшую оптимизацию государственной собственности, а с другой – обеспечение безусловных гарантий защиты и развития частной собственности. В этих целях предусматривается: обеспечение гарантий прав частной собственности, равенства форм собственности, недопущения необоснованного вмешательства в деятельность субъектов МСП со стороны государственных органов; обеспечение добросовестным приобретателям имущества гарантий владения и пользования; запрет действий, направленных на лишение (прекращение) имущественных прав субъектов предпринимательской деятельности, за исключением взыскания налогов, сборов (пошлин), иных платежей в бюджет, государственные внебюджетные фонды или платежей, осуществляемых в соответствии с международными договорами Республики Беларусь, при отсутствии вступившего в законную силу решения (постановления) суда; совершенствование подходов к оценке эффективности использования и распоряжения государственным имуществом; упрощение процедуры и сокращение сроков передачи субъектам предпринимательской деятельности неиспользуемого или неэффективно используемого имущества; совершенствование законодательства в части упрощения процедур и сокращения сроков, связанных с предоставлением земельных участков.
Формирование рациональной фискальной политики, упрощение учета и отчетности Рационализация фискальной политики в отношении субъектов МСП предполагает, с одной стороны, меры по снижению уровня изъятия добавленной стоимости субъектов, с другой – сокращение их издержек на расчет и уплату налогов, социальных взносов и платежей. В этих целях предусматривается: повышение конкурентоспособности товаров (работ, услуг) за счет оптимизации фискальной нагрузки на экономику; дальнейшее совершенствование упрощенной системы налогообложения; совершенствование методики определения налогооблагаемой базы налога на недвижимость и земельного налога для субъектов МСП; совершенствование механизмов налогообложения инвестиционной и инновационной деятельности субъектов МСП; совершенствование механизма снижения налоговой нагрузки на субъекты хозяйствования на отдельных территориях; расширение сферы применения единого налога, взимаемого с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц; предоставление права индивидуальным предпринимателям при наличии задолженности на отчетную дату по налогам, сборам и пошлинам обращаться в налоговые органы за взысканием денежных средств с организации-дебитора; оптимизация отчетности путем сокращения ее количества, перечня показателей, периодичности предоставления, времени на ее заполнение и предоставление в государственные органы (организации), поэтапное сокращение бумажного документооборота; расширение практики применения выборочных статистических наблюдений за деятельностью субъектов МСП.
Расширение доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам В целях расширения доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам предусматривается: совершенствование видов, условий и порядка оказания финансовой поддержки; развитие и совершенствование гарантийного механизма поддержки субъектов МСП, в том числе стартап-компаний; поэтапное увеличение объемов средств, направляемых на финансирование мероприятий по поддержке МСП, до 1 процента от собственных доходов консолидированных бюджетов областей и г. Минска; реализация мер, направленных на постепенное снижение номинальных процентных ставок в экономике по мере формирования соответствующих макроэкономических условий; расширение спектра услуг, предоставляемых банками субъектам МСП; формирование институциональных условий для развития системы небанковского финансирования; организация обращения долгового капитала как одного из источников финансирования субъектов МСП; проведение мероприятий, направленных на увеличение ресурсного потенциала микрофинансовых организаций, предоставляющих микрозаймы на развитие субъектов МСП и (или) деловой инициативы граждан; повышение финансовой грамотности населения и информированности представителей МСП и граждан о возможностях микрофинансирования.
Формирование в обществе позитивного имиджа предпринимателя и предпринимательской деятельности Для формирования в обществе позитивного имиджа предпринимателя и повышения общественной значимости частного бизнеса требуется выработка и реализация комплекса мер, отражающих конструктивное отношение государства к частной инициативной деятельности, а также вклад субъектов МСП в реализацию социально-экономических задач страны. В этих целях предусматривается: организация на республиканском и региональном уровнях телепередач и размещение в средствах массовой информации публикаций о государственной политике в области поддержки и развития предпринимательства и конкретных мерах по ее реализации; издание информационно-презентационных материалов о достижениях МСП страны и регионов, их активное распространение в республике и за рубежом; содействие в организации отраслевых и межотраслевых проектов, конкурсов и рейтингов, направленных на формирование в обществе позитивного имиджа предпринимателя;
регулярное освещение на республиканском и местном уровнях достижений МСП в различных отраслях и сферах деятельности, популяризация конкретных личностей, состоявшихся в бизнесе; проведение конкурсов среди средств массовой информации на лучшее освещение и пропаганду предпринимательской деятельности; расширение практики награждения успешных представителей МСП правительственными наградами, почетными грамотами органов государственного управления всех ветвей власти; учреждение праздничного дня – дня предпринимателя; содействие формированию профессиональной этики субъектов МСП, освещение в средствах массовой информации примеров их благотворительной и социальноориентированной деятельности; популяризация в средствах массовой информации социальной значимости предпринимательства как способа самореализации личности и обеспечения занятости населения; организация круглых столов, совещаний, конференций, форумов и других публичных обсуждений проблем развития предпринимательства с участием представителей органов государственной власти и управления в целях выработки конструктивных подходов к их разрешению; формирование политики непримиримости государственной власти к ущемлению законных прав субъектов МСП, широкое освещение в средствах массовой информации фактов их нарушений и мер, принятых для наказания виновных и устранения последствий нарушений.
Формирование в обществе позитивного имиджа предпринимателя и предпринимательской деятельности Для формирования в обществе позитивного имиджа предпринимателя и повышения общественной значимости частного бизнеса требуется выработка и реализация комплекса мер, отражающих конструктивное отношение государства к частной инициативной деятельности, а также вклад субъектов МСП в реализацию социально-экономических задач страны. В этих целях предусматривается: организация на республиканском и региональном уровнях телепередач и размещение в средствах массовой информации публикаций о государственной политике в области поддержки и развития предпринимательства и конкретных мерах по ее реализации; издание информационно-презентационных материалов о достижениях МСП страны и регионов, их активное распространение в республике и за рубежом; содействие в организации отраслевых и межотраслевых проектов, конкурсов и рейтингов, направленных на формирование в обществе позитивного имиджа предпринимателя;
регулярное освещение на республиканском и местном уровнях достижений МСП в различных отраслях и сферах деятельности, популяризация конкретных личностей, состоявшихся в бизнесе; проведение конкурсов среди средств массовой информации на лучшее освещение и пропаганду предпринимательской деятельности; расширение практики награждения успешных представителей МСП правительственными наградами, почетными грамотами органов государственного управления всех ветвей власти; учреждение праздничного дня – дня предпринимателя; содействие формированию профессиональной этики субъектов МСП, освещение в средствах массовой информации примеров их благотворительной и социальноориентированной деятельности; популяризация в средствах массовой информации социальной значимости предпринимательства как способа самореализации личности и обеспечения занятости населения; организация круглых столов, совещаний, конференций, форумов и других публичных обсуждений проблем развития предпринимательства с участием представителей органов государственной власти и управления в целях выработки конструктивных подходов к их разрешению; формирование политики непримиримости государственной власти к ущемлению законных прав субъектов МСП, широкое освещение в средствах массовой информации фактов их нарушений и мер, принятых для наказания виновных и устранения последствий нарушений.
4