МСП является важнейшей составляющей рыночной экономики и играет важную роль в социальной стабилизации, создании новых рабочих мест, ускорении экономического роста за счет реструктуризации экономики и перераспределения трудовых ресурсов.
Становление МСП в Республике Беларусь насчитывает чуть больше 25 лет. За это непродолжительное время данный сектор экономики прошел несколько этапов развития. С принятием Закона Республики Беларусь от 1 июля 2010 года «О поддержке малого и среднего предпринимательства» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 170, 2/1703) законодательно закрепилось понятие среднее предпринимательство. В соответствии с этим Законом пересмотрены нормативноправовые основы регулирования деятельности субъектов МСП, активизировалась работа по либерализации делового и инвестиционного климата. Это способствовало тому, что до 2014 года наблюдался устойчивый рост количества юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, поступательно возрастал вклад субъектов МСП в основные экономические показатели.
Мировой финансовый кризис 2014–2015 годов оказал негативное влияние на экономику Республики Беларусь в целом и на МСП в частности. С 2016 года началось поступательное восстановление позиций белорусского МСП после рецессии. Однако докризисные значения все еще не достигнуты. Данный факт свидетельствует о том, что малые формы хозяйствования в большей мере уязвимы к негативным внешним воздействиям по сравнению с крупными организациями.
В настоящее время субъекты МСП формируют более четверти валовой добавленной стоимости страны. На сектор МСП приходится более одной третьей части платежей в доходах республиканского бюджета, контролируемых налоговыми органами, около одной второй части экспорта товаров и каждое третье рабочее место.
Белорусский малый и средний бизнес сегодня – это 110 тыс. юридических лиц, почти четверть миллиона индивидуальных предпринимателей (236 тыс. человек) и 54,3 тыс. физических лиц, привлекаемых индивидуальными предпринимателями по трудовым и гражданско-правовым договорам. Каждый третий работник занят в секторе МСП. Отраслевая структура организаций МСП относительно стабильна: 27 процентов – сфера производства, 73 процента – сфера услуг, преобладающими видами деятельности по количеству организаций являются оптовая и розничная торговля, ремонт автомобилей и мотоциклов, обрабатывающая промышленность, транспортная деятельность, складирование, почтовая и курьерская деятельность. Удельный вес МСП в промышленном производстве в 2016–2017 годах составил 17,8 процента. Невысокий уровень вклада МСП в промышленное производство объясняется проблемами доступа к финансовым, материальным и трудовым ресурсам, новым технологиям и оборудованию, поскольку промышленное производство требует гораздо больших затрат.
Положительную динамику демонстрируют субъекты, которые ориентированы на внешний спрос: в 2016 году доля продукции МСП в общем объеме экспорта товаров составила 45,4 процента, по итогам 2017 года – 46,9 процента. В оптовом товарообороте республики на МСП приходится более 80 процентов. При этом более 50 процентов этого оборота обеспечивают малые предприятия. В последние годы сохраняется отрицательная динамика вклада МСП в инвестиции в основной капитал. В 2017 году доля МСП в общем объеме инвестиций составляла всего лишь 34,4 процента. В докризисный период значение данного показателя достигало более 42 процентов. Снижение инвестиционной активности вызвано как общим ухудшением экономической ситуации, медленным восстановлением внутреннего спроса, так и в определенной мере проблемами доступа к финансовым ресурсам.
В конце 2017 года Главой государства принят ряд нормативных правовых актов, направленных на развитие предпринимательской инициативы, стимулирование деловой активности и исключение излишних административных барьеров, предъявляемых к субъектам хозяйствования.
Становление МСП в Республике Беларусь насчитывает чуть больше 25 лет. За это непродолжительное время данный сектор экономики прошел несколько этапов развития. С принятием Закона Республики Беларусь от 1 июля 2010 года «О поддержке малого и среднего предпринимательства» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 170, 2/1703) законодательно закрепилось понятие среднее предпринимательство. В соответствии с этим Законом пересмотрены нормативноправовые основы регулирования деятельности субъектов МСП, активизировалась работа по либерализации делового и инвестиционного климата. Это способствовало тому, что до 2014 года наблюдался устойчивый рост количества юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, поступательно возрастал вклад субъектов МСП в основные экономические показатели.
Мировой финансовый кризис 2014–2015 годов оказал негативное влияние на экономику Республики Беларусь в целом и на МСП в частности. С 2016 года началось поступательное восстановление позиций белорусского МСП после рецессии. Однако докризисные значения все еще не достигнуты. Данный факт свидетельствует о том, что малые формы хозяйствования в большей мере уязвимы к негативным внешним воздействиям по сравнению с крупными организациями.
В настоящее время субъекты МСП формируют более четверти валовой добавленной стоимости страны. На сектор МСП приходится более одной третьей части платежей в доходах республиканского бюджета, контролируемых налоговыми органами, около одной второй части экспорта товаров и каждое третье рабочее место.
Белорусский малый и средний бизнес сегодня – это 110 тыс. юридических лиц, почти четверть миллиона индивидуальных предпринимателей (236 тыс. человек) и 54,3 тыс. физических лиц, привлекаемых индивидуальными предпринимателями по трудовым и гражданско-правовым договорам. Каждый третий работник занят в секторе МСП. Отраслевая структура организаций МСП относительно стабильна: 27 процентов – сфера производства, 73 процента – сфера услуг, преобладающими видами деятельности по количеству организаций являются оптовая и розничная торговля, ремонт автомобилей и мотоциклов, обрабатывающая промышленность, транспортная деятельность, складирование, почтовая и курьерская деятельность. Удельный вес МСП в промышленном производстве в 2016–2017 годах составил 17,8 процента. Невысокий уровень вклада МСП в промышленное производство объясняется проблемами доступа к финансовым, материальным и трудовым ресурсам, новым технологиям и оборудованию, поскольку промышленное производство требует гораздо больших затрат.
Положительную динамику демонстрируют субъекты, которые ориентированы на внешний спрос: в 2016 году доля продукции МСП в общем объеме экспорта товаров составила 45,4 процента, по итогам 2017 года – 46,9 процента. В оптовом товарообороте республики на МСП приходится более 80 процентов. При этом более 50 процентов этого оборота обеспечивают малые предприятия. В последние годы сохраняется отрицательная динамика вклада МСП в инвестиции в основной капитал. В 2017 году доля МСП в общем объеме инвестиций составляла всего лишь 34,4 процента. В докризисный период значение данного показателя достигало более 42 процентов. Снижение инвестиционной активности вызвано как общим ухудшением экономической ситуации, медленным восстановлением внутреннего спроса, так и в определенной мере проблемами доступа к финансовым ресурсам.
В конце 2017 года Главой государства принят ряд нормативных правовых актов, направленных на развитие предпринимательской инициативы, стимулирование деловой активности и исключение излишних административных барьеров, предъявляемых к субъектам хозяйствования.
Одним из ключевых документов является Декрет Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7, предусматривающий кардинальное изменение механизмов взаимодействия государственных органов и бизнеса, минимизацию вмешательства должностных лиц в работу субъектов хозяйствования и усиливающий механизмы саморегулирования бизнеса, его ответственность за свою работу перед обществом.
В целях развития IT-отрасли и создания цифровой экономики, а также привлечения технологий, капиталов и, главное, умных и талантливых людей со всего мира подписан Декрет Президента Республики Беларусь от 21 декабря 2017 г. № 8 «О развитии цифровой экономики» (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 27.12.2017, 1/17415). В стране реализуется Государственная программа «Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь» на 2016–2020 годы.
Финансирование мероприятий данной Государственной программы осуществляется за счет средств республиканского и местных бюджетов, открытого акционерного общества «Банк развития Республики Беларусь», Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей, иных источников, предусмотренных законодательством. В республике создана и действует сеть субъектов инфраструктуры поддержки МСП, состоящая на 1 июля 2018 г. из 99 центров поддержки предпринимательства и 27 инкубаторов малого предпринимательства. Субъекты данной инфраструктуры в основном расположены в областных центрах и крупных городах. Вместе с тем вклад МСП в экономику республики значительно ниже, чем в большинстве развитых стран. Так, в странах Европейского союза доля МСП в валовой добавленной стоимости составляет 56,8 процента, доля занятых – 66,6 процента. Поэтому сегодня перед республикой стоят новые глобальные задачи.
В целях развития IT-отрасли и создания цифровой экономики, а также привлечения технологий, капиталов и, главное, умных и талантливых людей со всего мира подписан Декрет Президента Республики Беларусь от 21 декабря 2017 г. № 8 «О развитии цифровой экономики» (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 27.12.2017, 1/17415). В стране реализуется Государственная программа «Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь» на 2016–2020 годы.
Финансирование мероприятий данной Государственной программы осуществляется за счет средств республиканского и местных бюджетов, открытого акционерного общества «Банк развития Республики Беларусь», Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей, иных источников, предусмотренных законодательством. В республике создана и действует сеть субъектов инфраструктуры поддержки МСП, состоящая на 1 июля 2018 г. из 99 центров поддержки предпринимательства и 27 инкубаторов малого предпринимательства. Субъекты данной инфраструктуры в основном расположены в областных центрах и крупных городах. Вместе с тем вклад МСП в экономику республики значительно ниже, чем в большинстве развитых стран. Так, в странах Европейского союза доля МСП в валовой добавленной стоимости составляет 56,8 процента, доля занятых – 66,6 процента. Поэтому сегодня перед республикой стоят новые глобальные задачи.
Первая задача, поставленная Главой государства, – создание стабильных, комфортных и предсказуемых условий ведения бизнеса. Вторая важнейшая задача – к концу следующей пятилетки ВВП должен составить не менее 100 млрд. долларов США. И в достижении поставленной цели на МСП сделана высокая ставка.
При существующих уровне и тенденциях развития МСП самостоятельно не сможет обеспечить решение стоящих перед ним задач.
Основными причинами, сдерживающими в настоящее время развитие этого сектора и не позволяющими ему занять достойное место в экономике страны, являются: нестабильность законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность, отсутствие надлежащей оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов на условия осуществления предпринимательской деятельности, что не позволяет МСП осуществлять перспективное планирование своей деятельности; отсутствие надлежащих условий для конкуренции, монополизм, особенно со стороны крупных государственных организаций; неразвитость институциональных условий ведения бизнеса, недостаточно развитая инфраструктура его поддержки; недостаточный доступ к финансированию, в том числе неразвитость микрофинансовых организаций; недостаточно четкое определение понятия субъектов МСП в законодательстве, что часто приводит к искажению данных и невозможности определить реальное состояние и тенденции развития, а также адекватные меры поддержки. Положения настоящей Стратегии направлены на исключение указанных негативных тенденций, обеспечение условий для эффективного развития МСП, активизацию предпринимательской инициативы населения, снижение административных барьеров для ведения бизнеса и повышение конкурентоспособности товаров и услуг, производимых субъектами МСП.
При существующих уровне и тенденциях развития МСП самостоятельно не сможет обеспечить решение стоящих перед ним задач.
Основными причинами, сдерживающими в настоящее время развитие этого сектора и не позволяющими ему занять достойное место в экономике страны, являются: нестабильность законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность, отсутствие надлежащей оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов на условия осуществления предпринимательской деятельности, что не позволяет МСП осуществлять перспективное планирование своей деятельности; отсутствие надлежащих условий для конкуренции, монополизм, особенно со стороны крупных государственных организаций; неразвитость институциональных условий ведения бизнеса, недостаточно развитая инфраструктура его поддержки; недостаточный доступ к финансированию, в том числе неразвитость микрофинансовых организаций; недостаточно четкое определение понятия субъектов МСП в законодательстве, что часто приводит к искажению данных и невозможности определить реальное состояние и тенденции развития, а также адекватные меры поддержки. Положения настоящей Стратегии направлены на исключение указанных негативных тенденций, обеспечение условий для эффективного развития МСП, активизацию предпринимательской инициативы населения, снижение административных барьеров для ведения бизнеса и повышение конкурентоспособности товаров и услуг, производимых субъектами МСП.
4