• 1.jpg
  • 2.jpg
  • 3.jpg
  • 4.jpg
  • 5.jpg
Дорожная карта бизнеса-2025> Анализ текущей ситуации

Реализация Программы нацелена на развитие регионального частного предпринимательства и развитие конкурентоспособности.

      В период реализации Программы "Дорожная карта бизнеса-2020" (далее – ДКБ-2020) с 2010 по 2018 годы в показателях развития несырьевых секторов экономики, на которые была ориентирована поддержка, наметились положительные тенденции. За счет использования инструментов субсидирования процентных ставок и гарантирования кредитов государству удалось стимулировать банки второго уровня к увеличению объемов кредитования таких отраслей, как обрабатывающая промышленность, транспорт и связь.

      Целью первого этапа ДКБ-2020 (2010 – 2015 годы) являлось обеспечение устойчивого и сбалансированного роста регионального предпринимательства, а также поддержание действующих и создание новых постоянных рабочих мест.

      В рамках ДКБ-2020 профинансировано гарантий на сумму 16,8 млрд. тенге, субсидий – 87 млрд. тенге, грантов – 1 784,9 млрд. тенге.

      За период реализации ДКБ-2020 выросла валовая добавленная стоимость МСП в общем объеме ВВП с 17,7 % в 2009 году до 25,9 % в 2014 году.

      Это одновременно повлекло рост номинального ВВП в 2,3 раза с 17 трлн. тенге в 2009 году до 39,7 трлн. тенге в 2014 году.

      Реализация ДКБ-2020 позволила значительно увеличить число активных субъектов МСП на 40 % (с 661,6 тыс. ед. в 2010 году до 926,8 тыс. ед. в 2015 году), что поспособствовало незначительному росту занятости в МСП с 2,6 млн. до 2,8 млн. человек.

      Производительность труда в МСП увеличилась с 1,3 млн. тенге в 2009 году до 3,6 млн. тенге на одного занятого в МСП в 2014 году.

      Реализация ДКБ-2020 позволила внести значительный вклад в бюджет страны, увеличив пополнение доходной части от налоговых поступлений МСП за пять лет в 31 раз (с 4,1 млрд. тенге в 2010 году до 109,9 млрд. тенге в 2014 году).

      Вместе с тем, несмотря на вложенные бюджетные средства, за период реализации ДКБ-2020 не достигнута цель по росту доли обрабатывающей промышленности в ВВП.

      Показатель снизился с 11,3 % в 2010 году до 10,3 % в 2014 году.
 Таблица 1. Эффект от реализации ДКБ-2020(с 2009 по 2014) 

 В целом можно сделать вывод, что при реализации первого этапа ДКБ-2020 произошел рост доли МСП в экономике страны, при этом, не достигнут плановый рост доли обрабатывающей промышленности в ВВП.

      Целью второго этапа ДКБ-2020 (2015 – 2020 годы) является обеспечение устойчивого роста регионального предпринимательства.

      За 4 года реализации второго этапа ДКБ-2020 вклад МСП в ВВП страны показал незначительный рост на 2,4 процентных пункта с 26 % в 2014 году до 28,4 % в 2018 году.

      Тем не менее, отмечается значительный рост активных субъектов МСП на 33 % с 926,8 тыс. ед. в 2014 году до 1 241,3 тыс. ед. в 2018 году, что поспособствовало росту выпуска продукции субъектами МСП на 70 %, составив в 2018 году 26,4 трлн. тенге.

      Численность занятых в МСП за 4 года реализации ДКБ-2020 выросла на 17,8% с 2 811 тыс. человек в 2014 году до 3 312 тыс. человек в 2018 году.

      Производительность труда в МСП увеличилась с 3,6 млн. тенге в 2014 году до 4,7 млн. тенге на одного занятого в МСП в 2018 году.

      В отличие от результатов предыдущего этапа реализации ДКБ-2020, по итогам четырех лет реализации второго этапа отмечается постепенный рост доли обрабатывающей промышленности в ВВП с 10,2 % в 2014 году до 11,6 % в 2018 году.
Таблица 2. Эффект от реализации ДКБ-2020(с 2014 по 2018)

По состоянию на 1 января 2019 года портфель действующих кредитов в рамках ДКБ-2020 составил 1 527 млрд. тенге, из которых портфель кредитов на инвестиционные цели – 998 млрд. тенге.

      Общий объем банковского портфеля кредитов по приоритетным секторам экономики по состоянию на 1 января 2019 года – 10 150 млрд. тенге, охват ДКБ-2020 в общем объеме кредитного портфеля по приоритетным секторам экономики составил 15,0 % (это процент действующих договоров субсидирования и гарантирования в общем кредитном портфеле приоритетных секторов экономики).

      В целом с 2010 по 2018 годы совокупный кредитный портфель банков в обрабатывающей промышленности увеличился в 3 раза (с 455 млрд. тенге до 1 359 млрд. тенге), в секторе транспорта – в 2,4 раза (с 252 млрд. тенге до 593 млрд. тенге), в секторе связи – в 1,4 раза (с 51 млрд. тенге до 72 млрд. тенге).

      Совокупный объем выданных кредитов обрабатывающей промышленности с 2010 по 2018 годы вырос в 3,8 раза (с 383 млрд. тенге до 1 455 млрд. тенге), сектору транспорта – в 2,7 раза (с 145 млрд. тенге до 395 млрд. тенге), сектору связи – в 2,4 раза (с 22 млрд. тенге до 52 млрд. тенге).

      Ежегодно с 2010 года проводится мониторинг социально-экономической эффективности реализации ДКБ-2020 на предмет роста выпуска продукции, уплаты налогов, создания и сохранения рабочих мест.

      Так, с 2010 года наблюдается ежегодный прирост по выпуску продукции и налоговых поступлений от участников ДКБ-2020.

      По выпуску продукции:

      По итогам 2010 года участниками ДКБ-2020 выпущено продукции на 54 млрд. тенге, в 2018 году выпущено продукции на 5,6 трлн. тенге.
Выпуск продукции (в сумме, млрд. тенге)

 

  По налоговым поступлениям:

      По итогам 2010 года участниками ДКБ-2020 выплачено налогов на сумму на 4,1 млрд. тенге, в 2018 году сумма налоговых выплат составила 316,1 млрд. тенге.

      Увеличение налоговых поступлений от участников ДКБ-2020 свидетельствует о росте доходности участников и наращивании производственных мощностей. 
Налоговые поступления (в сумме, млрд. тенге)

По созданию и сохранению рабочих мест:

      За период реализации ДКБ-2020 создано порядка 95 тысяч новых рабочих мест и сохранено свыше 340 тысяч рабочих мест.

      Необходимо отметить, что создание и сохранение рабочих мест зависит от заявленного количества рабочих мест в бизнес-планах проектов предпринимателей.

      Вышеуказанные данные являются частью обязательств участников Программы при получении мер государственной поддержки.

      Исходя из сложившейся текущей ситуации видно, что государством созданы все условия и возможности для инвестиций, но отсутствует поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, желающих пополнить оборотные средства. Основываясь на данных по структуре кредитования, можно констатировать, что расширение инструментов Программы в этом направлении значительно повысит уровень поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, тем самым создав предпосылки к более существенному росту субъектов малого и среднего предпринимательства в стране.

      Нефинансовая государственная поддержка в виде обучения вошла в ДКБ-2020 в 2011 году. За годы реализации этого направления данная поддержка обрела популярность. По состоянию на 1 января 2019 года обучение по проекту "Обучение топ-менеджмента малого и среднего бизнеса" прошли 2 949 предпринимателей. Проведена работа по созданию инфраструктуры поддержки предпринимательства. Так, на 1 июня 2019 года функционируют 20 центров обслуживания предпринимателей в областных центрах и крупных городах, 191 центров поддержки предпринимателей в моногородах, малых городах и районных центрах, в которых более 468 тыс. предпринимателей получили более 1 198 тыс. консультаций, более чем 373 тыс. предпринимателям оказано 689 тыс. сервисных услуг. На региональном уровне оперируют 14 мобильных центров поддержки предпринимательства, которые оказали 52 тыс. клиентам более 73 тыс. выездных консультаций.

     

Таким образом, анализ текущей ситуации показывает, что Программа должна предусматривать целенаправленную поддержку малого и среднего предпринимательства вне крупных городов и усиление предпринимательского потенциала.

      Стоит отметить тот факт, что с 2015 года оператором нефинансовой поддержки в рамках Единой программы "Дорожная карта бизнеса-2020" является Национальная палата предпринимателей (далее – НПП). Таким образом, начиная с 2015 года, следующие проекты реализовываются НПП:

      1. Бизнес-Советник

      2. Бизнес-Рост

      3. Деловые связи

      4. Старшие сеньоры

      5. Бизнес-Насихат

      6. Сервисная поддержка для предпринимателей

      7. Информационно-консультационные услуги

      В рамках Программы по направлению "Поддержка новых бизнес-инициатив" решаются такие проблемные вопросы, как повышение доступности к финансированию, увеличение производственных мощностей проектов, расширение бизнес-инициативы предпринимателей сельских населенных пунктов, малых городов, моногородов и их проектов.

      Для повышения доступности к финансированию предпринимателей моногородов, малых городов и сельских населенных пунктов осуществляются субсидирование ставки вознаграждения по кредитам банков, частичное гарантирование кредитов банков, выданных предпринимателям.

      Для увеличения производственных мощностей предпринимателей моногородов, малых городов и сельских населенных пунктов осуществляется подведение недостающей инфраструктуры к проектам предпринимателей сельских населенных пунктов, малых городов и моногородов.

      Развитие предпринимательства в приоритетных секторах экономики решит задачи увеличения объемов произведенной продукции обрабатывающей промышленности, создания новых конкурентоспособных производств, увеличения занятости населения в малом и среднем предпринимательстве.

      Для увеличения объемов произведенной продукции обрабатывающей промышленности осуществляются субсидирование ставки вознаграждения по кредитам/лизинговым сделкам банков/лизинговых компаний и частичное гарантирование кредитов банков, выданных предпринимателям, а также выдача государственных грантов.

      Для создания новых конкурентоспособных производств будет осуществляться обеспечение недостающей инфраструктуры проектов предпринимателей и индустриальных зон.

      Для увеличения занятости населения в малом и среднем предпринимательстве осуществляются субсидирование ставки вознаграждения по кредитам/лизинговым сделкам банков/банка развития/лизинговых компаний и частичное гарантирование кредитов банков/банка развития, выданных предпринимателям, обеспечение недостающей инфраструктуры проектов предпринимателей и индустриальных зон.

      Для недопущения трансформации валютных рисков в кредитные в связи с колебаниями иностранных валют осуществляется субсидирование ставки вознаграждения по кредитам/лизинговым сделкам банков/банка развития/лизинговых компаний в национальной и иностранной валютах.

      Решением проблем по предоставлению нефинансовых мер поддержки предпринимательства являются информационно-аналитическое обеспечение предпринимательства, повышение компетенций предпринимателей, повышение производительности предпринимателей, расширение деловых связей.

      Для информационно-аналитического обеспечения предпринимательства будет осуществляться разъяснение мер государственной поддержки по проекту "Бизнес-Насихат" об условиях ведения предпринимательской деятельности в государствах-членах Евразийского экономического союза и мер государственной поддержки субъектов агропромышленного комплекса.

      Для повышения компетенций предпринимателей осуществляются обучение основам предпринимательской деятельности, повышение квалификации специалистов, топ-менеджеров предприятий, предоставление сервисной поддержки ведения предпринимательской деятельности, предоставление консультаций по вопросам получения разрешительных документов и технических условий.

      Для повышения производительности субъектов малого и среднего предпринимательства будут осуществляться привлечение внешних и внутренних консультантов по вопросам внедрения новых методов управления, технологий производства, повышения производительности и энергосбережения предприятий.

      Для расширения деловых связей будут осуществляться установление деловых связей с иностранными партнерами и продвижение отечественных обработанных товаров.
SWOT-анализ развития предпринимательства в рамках Программы

смотреть подробнее

4