• 1.jpg
  • 2.jpg
  • 3.jpg
  • 4.jpg
  • 5.jpg
Государственная программа поддержки и развития бизнеса "Дорожная карта бизнеса-2025" (далее – Программа) направлена на достижение цели посланий Президента Республики Казахстан народу Казахстана "Стратегия "Казахстан-2050": новый политический курс состоявшегося государства" от 14 декабря 2012 года и "Казахстанский путь-2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее" от 17 января 2014 года.

      Программа разработана в реализацию Общенационального плана мероприятий по реализации Послания Главы государства народу Казахстана от 05 октября 2018 года "Рост благосостояния казахстанцев: повышение доходов и качества жизни", утвержденного Указом Президента Республики Казахстан от 12 октября 2018 года № 772 "О мерах по реализации Послания Главы государства народу Казахстана от 5 октября 2018 года.

      От состояния и уровня развития частного предпринимательства и, в первую очередь, малого и среднего предпринимательства, зависит обеспечение устойчивого экономического развития страны в целом. Именно этот сектор экономики имеет огромные потенциальные возможности для решения многих проблем, влияющих на экономический рост государства, таких как неразвитая конкуренция, неэффективное использование материальных и нематериальных ресурсов, зависимость внутреннего спроса от импорта, безработица, бедность и др.

      Важна роль малого и среднего предпринимательства в диверсификации экономики. В условиях индустриально-инновационного развития будет формироваться все больше крупных производств, в рабочих процессах которых может быть задействовано множество субподрядчиков из числа субъектов малого и среднего предпринимательства. В селах, малых городах и моногородах субъекты предпринимательства должны задать новый импульс развития, работая в секторах, ориентированных на удовлетворение потребительского спроса населения.

      В связи с этим необходимо принятие системных мер по поддержке частного предпринимательства, которые будут включать, но не ограничиваться улучшением доступа к финансированию, обеспечением необходимой инфраструктуры, содействием в повышении компетенции, получением консультационной поддержки и привлечением партнеров для совместной реализации предпринимательских инициатив.

      Программа, которая будет реализована в период 2020 – 2024 годы, обеспечит устойчивый и сбалансированный рост регионального предпринимательства, а также поддержание действующих и создание новых постоянных рабочих мест.

      Четыре основных направления реализации Программы:

      1) поддержка бизнес-инициатив предпринимателей моногородов, малых городов и сельских населенных пунктов;

      2) отраслевая поддержка предпринимателей/субъектов индустриально-инновационной деятельности, осуществляющих деятельность в приоритетных секторах экономики;

      3) снижение валютных рисков предпринимателей;

      4) предоставление нефинансовых мер поддержки предпринимательства.

Основные термины и определения

      В настоящей Программе используются следующие основные термины и определения:

      1) информационная система – организационно-упорядоченная совокупность информационно-коммуникационных технологий, обслуживающего персонала и технической документации, реализующих определенные технологические действия посредством информационного взаимодействия и предназначенных для решения конкретных функциональных задач;

      2) региональный координатор Программы – определяемое акимом области (столицы, городов республиканского значения) структурное подразделение местного исполнительного органа, ответственное за реализацию Программы на областном уровне (столицы, городов республиканского значения);

      3) банк – банк второго уровня, участвующий в Программе;

      4) банковский кредит/микрокредит (далее – кредит) – сумма денежных средств, предоставляемых банком на основании договора банковского займа/договора о предоставлении микрокредита предпринимателю на условиях срочности, платности, возвратности, обеспеченности и целевого использования. К банковскому кредиту/микрокредиту также относится и кредитная линия;

      5) договор банковского займа – письменное соглашение, заключенное между банком и предпринимателем, по условиям которого банк предоставляет кредит предпринимателю, а также соглашение об открытии кредитной линии в банке;

      6) принцип "одного окна" – форма централизованного оказания государственной услуги, предусматривающая минимальное участие услугополучателя в сборе и подготовке документов при оказании государственной услуги и ограничение его непосредственного контакта с услугодателями;

      7) банк развития – акционерное общество "Банк Развития Казахстана" и/или его аффилированная лизинговая компания;

      8) проект – совокупность действий и мероприятий в различных направлениях предпринимательской деятельности, осуществляемых предпринимателем в качестве инициативной деятельности, направленной на получение дохода и непротиворечащей законодательству Республики Казахстан (в рамках одного проекта допускается получение нескольких кредитов);

      9) субъект индустриально-инновационной деятельности – физические и (или) юридические лица (в том числе в форме простых товариществ), реализующие индустриально-инновационные проекты либо осуществляющие деятельность по продвижению отечественных обработанных товаров, работ и услуг на внутренний и (или) внешние рынки;

      10) предприниматель – субъект малого и (или) среднего предпринимательства, осуществляющий свою деятельность в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан от 29 октября 2015 года, а также субъект частного предпринимательства, указанный в Механизме кредитования приоритетных проектов, утвержденном постановлением Правительства Республики Казахстан от 11 декабря 2018 года № 820 "О некоторых вопросах обеспечения долгосрочной тенговой ликвидности для решения задачи доступного кредитования" (далее – Механизм);

      11) центр обслуживания предпринимателей (далее – ЦОП) –инфраструктурный комплекс для оказания мер государственной поддержки и предоставления государственных услуг, в том числе в онлайн режиме, предпринимателям и населению с предпринимательской инициативой, созданный при палатах предпринимателей в областных центрах, городах Нур-Султан, Алматы, Шымкент, Семей и при филиалах палаты предпринимателей областей в моногородах, малых городах и районных центрах;

      12) отделение ЦОП – рабочее место для оказания мер государственной поддержки и предоставления государственных услуг предпринимателям и населению с предпринимательской инициативой, созданный в местах наибольшего скопления предпринимателей в областных центрах, городах Нур-Султан, Алматы, Шымкент, Семей;

      13) гарантирование – форма поддержки предпринимателей, используемая в виде предоставления частичной гарантии в качестве обеспечения исполнения обязательств по кредиту предпринимателя, на условиях Программы и в соответствии с договором гарантии;

     

14) финансовое агентство – акционерное общество "Фонд развития предпринимательства "Даму", осуществляющее реализацию и мониторинг финансовой поддержки в рамках Программы;

15) оператор нефинансовой поддержки – Национальная палата предпринимателей, осуществляющая государственную нефинансовую поддержку предпринимателям в рамках четвертого направления Программы, за исключением компонентов "Софинансирование консультационных проектов передовых предприятий путем привлечения внешних консультантов (Программа Европейского банка реконструкции и развития (далее – ЕБРР) по поддержке малого и среднего предпринимательства Республики Казахстан)", "Обучение топ-менеджмента малого и среднего предпринимательства";

16) договор финансового лизинга – письменное соглашение, заключенное между лизинговой компанией/банком и предпринимателем, по условиям которого лизинговая компания/банк предоставляет предпринимателю финансовый лизинг;

17) лизинговая компания – лизинговая компания, участвующая в Программе;

18) лизинговая сделка (лизинг) – совокупность согласованных действий участников лизинга, направленных на установление, изменение и прекращение гражданских прав и обязанностей;

19) государственно-частное партнерство – форма сотрудничества между государственным партнером и частным партнером, соответствующая признакам, определенным в Законе Республики Казахстан от 31 октября 2015 года "О государственно-частном партнерстве";

20) региональный координационный совет (далее – РКС) – консультативно-совещательный орган, создаваемый и возглавляемый акимами областей, городов Нур-Султан, Алматы и Шымкент, с участием представителей бизнес-сообщества не менее 50 % от общего числа;

21) субсидии – периодические выплаты на безвозмездной и безвозвратной основе, выплачиваемые финансовым агентством банку/лизинговой компании в рамках субсидирования предпринимателей на основании договоров субсидирования;

22) субсидирование – форма государственной финансовой поддержки предпринимателей, используемая для частичного возмещения расходов, уплачиваемых предпринимателем банку/лизинговой компании, в качестве вознаграждения по кредитам/лизингу в обмен на выполнение в будущем определенных условий, относящихся к операционной деятельности предпринимателя;

23) уполномоченный орган – уполномоченный орган по предпринимательству;

24) начинающий молодой предприниматель – индивидуальный предприниматель в возрасте до 29 лет (включительно), срок государственной регистрации которого в качестве индивидуального предпринимателя составляет на момент обращения в банк/лизинговую компанию за кредитом менее трех лет (возраст определяется на дату обращения начинающего индивидуального предпринимателя в банк/лизинговую компанию, допускается аффилиированность молодого начинающего предпринимателя с начинающими/действующими предпринимателями при условии создания нового вида деятельности, отличающегося от текущей деятельности действующего аффилированного предпринимателя);

25) начинающий предприниматель – предприниматель, срок государственной регистрации которого в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица составляет на момент обращения в банк/лизинговую компанию за кредитом/договором лизинга менее трех лет (допускается аффилиированность начинающего предпринимателя с начинающими/действующими предпринимателями при условии создания нового вида деятельности, отличающегося от текущей деятельности действующего аффилированного предпринимателя);

26) ОКЭД (далее – приоритетные сектора экономики в рамках Программы) – приоритетные сектора экономики в соответствии с общим классификатором видов экономической деятельности согласно приложению 2 к Программе;

27) электронная заявка – заявление на получение государственной поддержки, в котором информация представлена в электронно-цифровой форме и удостоверена посредством электронной цифровой подписи;

28) электронный пакет документов – документы, полностью воспроизводящие вид и информацию (данные) подлинного документа в электронно-цифровой форме, удостоверенные электронной цифровой подписью заявителя или лица, обладающего полномочиями на удостоверение данного документа, либо уполномоченного работника центра обслуживания предпринимателей, на основании письменного согласия получателя государственной услуги, данного в момент его личного присутствия.

4