• 1.jpg
  • 2.jpg
  • 3.jpg
  • 4.jpg
  • 5.jpg
Госпрограммы  >  Казахстан > "Еңбек" > Анализ текущей ситуации


3. Анализ текущей ситуации

      На рынке труда Казахстана за последние 10 лет наблюдается положительная динамика. По сравнению с 2007 годом вместе с ростом численности рабочей силы на 9,7% увеличилось число наемных работников на 1,7 млн. человек, снизилась численность безработных на 155 тыс. человек и самозанятых на 558 тыс. человек.

      Наблюдается уменьшение численности молодой рабочей силы на 9,0% это порядка 209,6 тысяч человек.

      За период с 2010 по 2017 годы экономическая активность молодежи находится на достаточно высоком уровне (44%), но немного уступает среднему для стран ОЭСР значению в 47%.

      В стране по итогам 2018 года экономически активной частью (рабочая сила) молодежи в возрасте от 15 до 28 лет является 2 087,6 тыс. человек, из них занято 2 007,9 тыс. чел. (96%), из которых 1 536,6 тыс. человек или 76,5% − наемные работники, 471,3 тыс. человек (23,5%) − самостоятельно занятые.

      При общем уровне безработицы по республике 4,9% молодежная безработица составила 3,8% или 79,7 тыс. человек.

      За время действия Программы ДКЗ 2020 меры государственной поддержки получили 770 тыс. граждан, в результате трудоустроено 580 тыс. человек на постоянные рабочие места.

      За последние годы уровень безработицы снизился с 5,1% в 2015 году до 5,0 в 2016 году и до 4,9% в 2017 году. Уровень безработицы среди молодежи снизился с 4,2% в 2015 году, до 3,8% в 2016, 2017 годах.

      Вместе с тем, сохраняются следующие системные проблемы, влияющие как на рынок труда, так и дальнейший экономический рост:

      1) Несоответствие качества трудовых ресурсов потребностям рынка труда.

      Если в 2015-2017 годах доля рабочей силы с высшим и незаконченным высшим образованием составляла 38%, то доля рабочей силы с техническим и профессиональным образованием выросла с 38% в 2015 до 41% в 2016 году, до 42% в 2017 году.

      При этом, сохраняется высокая доля трудовых ресурсов с основным, средним, общим и начальным образованием, несмотря на снижение с 24% в 2015 году до 22,6% в 2016 году.

      В настоящее время система образования не обеспечивает достаточный уровень подготовки молодежи для рынка труда.

      Так, в 2017 году 11 классов школы окончило 127 тыс. человек, из которых 22 тыс. человек (18%) поступили в колледжи, 77 тыс. (60%) поступили в ВУЗы, 4 тыс. человек (3%) уехали за границу. Среди выпускников 11-х классов 24 тыс. человек (19%) не продолжили обучение и остались без квалификации

      В 2017 году ТиПО окончило 147 тыс. человек; из них 14 тыс. человек (10%) продолжили обучение в ВУЗах, 90 тыс. (61%) были трудоустроены в год выпуска, а 43 тыс. человек (29%) не продолжили обучение и не были трудоустроены. Еще 16 тыс. изначально поступивших не закончили образование и выбыли, то есть остались без квалификаций.

      В 2017 году количество выпускников ВУЗов по программе бакалавриата составило 127 тыс. человек; из них 16 тыс. человек (12%) продолжили обучение в магистратуре и аспирантуре, 88 тыс. (69%) были трудоустроены в год выпуска, а 23 тыс. человек (18%) не продолжили обучение и не были трудоустроены. Еще 12 тыс. изначально поступивших не закончили образование и выбыли, то есть остались без квалификации.

     

     



На начало 2017-2018 учебного года среди выбывших студентов 20% не заканчивают образование из-за финансовых затруднений, а 19% - по причине неуспеваемости или за нарушение учебной дисциплины (7%), правил внутреннего распорядка и устава учебного заведения (12%). 39% студентов выбыли по неизвестным причинам (по собственному желанию или другие причины).

      Таким образом, только по итогам 2017 года в целом 52 тыс. молодых людей остались без квалификаций, а 66 тыс. выпускников ТиПО и ВУЗов не смогли трудоустроиться в год выпуска.

      При этом, из-за проблем несоответствия квалификации трудовых ресурсов потребностям рынка труда ежегодно порядка 20 тыс. вакансий, заявленных работодателями, остаются не заполненными.

      Опросы предприятий страны, проведенные национальными экспертами, показали, что порядка 73% потребности в кадрах приходится на специалистов технического и профессионального образования.

      Согласно прогнозной оценке к 2025 году ожидается рост численности трудоспособной молодежи в возрасте от 15 до 24 лет на 446 тыс. человек до 2 845 тыс. с 2 399 тыс. в 2017 году. Для успешной интеграции этой молодежи в рынок труда, им необходимо уже сейчас дать актуальное, качественное образование и обеспечить качественными рабочими местами.

      Численность молодых людей в возрасте от 15 до 24 лет, ежегодно выходящих на рынок труда из системы образования, будет расти в среднем на 3% в год вплоть до 2025 года. А в период с 2025 по 2030 год ожидается ускорение роста до 5% в год под влиянием взросления детей, появившихся на свет в период бума рождаемости конца 2000-х годов.

      В этой связи необходимо обеспечить доступ молодежи к получению бесплатной первой рабочей профессии, содействие в трудоустройстве в партнерстве с работодателями, особенно для молодежи категории NEET, провести карьерное консультирование и развитие на ранних этапах трудовой деятельности, а также переподготовку и повышение навыков взрослого населения по рабочим квалификациям, востребованным на рынке труда.

      2) Непродуктивная занятость.

      Численность самостоятельно занятого населения сократилась с 2,3 млн. (27% от занятого населения) в 2015 году до 2,1 млн. человек (24,5%) в 2017 году. Численность непродуктивно самостоятельно занятого населения, осуществляющего деятельность без регистрации или имеющего доходы ниже прожиточного минимума, за последние три года также сократилась на 66% - с 330,9 тыс. человек в 2015 году до 301,2 тыс. человек в 2016 году и до 217,7 тыс. человек в 2017 году.

      Наибольшая доля непродуктивно самостоятельно занятого населения в 2017 году сконцентрирована в сельском хозяйстве (58%), где наблюдается один из самых низких уровней производительности труда (1 402 тыс. тенге на человека). Уровень доходов населения напрямую связан с уровнем производительности труда в отраслях экономики.

      Доступ к более производительным и доходным рабочим местам ограничивает недостаток образования и профессиональных навыков. 49,1% непродуктивно занятых имеют только основное, среднее, общее и начальное образование.

      Вовлечение непродуктивно занятого населения в производительную экономическую деятельность будет способствовать росту экономической активности и повышению их доходов.

      3) Региональные диспропорции и демографический дисбаланс.

      В 2015 году численность населения северных регионов составляла 2 946 тыс. человек, а в 2017 году - 2 934 тыс., то есть снизилась на 12 тыс. человек. В то же время в южных регионах численность населения выросла на 186 тыс. человек с 6 564 тыс. человек в 2015 году до 6 750 тыс. в 2017 году. При этом, доля населения младше 15 лет по отношению ко всему населению в северных регионах в 2017 году составляла в среднем 19%, в то время как в южных - в среднем 34%.


Согласно прогнозной оценке, проведенной национальными экспертами, численность населения страны к 2050 году составит 24,5 млн. чел. При этом ожидается, что при сохранении текущей тенденции население северных регионов сократится на 0,9 млн. человек, а население южных регионов вырастет на 5,3 млн. человек. Плотность расселения южных регионов будет в четыре раза выше, чем в северных.

      Поэтому целесообразно принятие мер по стимулированию территориальной мобильности трудовых ресурсов через содействие в добровольном переселении граждан из трудоизбыточных регионов в трудодефицитные регионы.

      4) Недостаточная генерация производительных рабочих мест в частном секторе экономики.

      Доля государственного сектора (государственные учреждения и предприятия с долей государственной собственности более 50%) в обеспечении занятости составляла в среднем 25,4% занятого населения в 2015 - 2017 годах. Данный показатель является одним из самых высоких по сравнению со странами ОЭСР, где среднее значение доли госсектора в структуре занятости населения составляет 18%.

      В сравнении со странами ОЭСР вклад МСБ в обеспечение занятости недостаточен. Средняя доля занятых на предприятиях малого и среднего бизнеса составляет в ОЭСР 64%, что в 1,4 раза выше уровня Казахстана (45%).

      Таким образом, необходимо стимулировать развитие массового предпринимательства для создания рабочих мест в частном секторе. Успешный опыт развитых стран мира свидетельствует о том, что развитие микрокредитования повышает эффективность и масштабы предпринимательства, способствуя решению вопросов занятости и созданию новых рабочих мест.

      В мировой практике для решения проблем на рынке труда используются активные меры содействия занятости, которые осуществляются через развитие трудовых ресурсов (профессиональная подготовка и переподготовка), увеличение спроса на рабочую силу (субсидирование заработной платы/занятости, общественные работы), совершенствование деятельности институтов рынка труда, включая информационное сопровождение, а также развитие предпринимательства.

      В экономическом плане это предполагает увеличение вероятности продуктивной занятости, рост производительности труда и заработной платы, в социальном - снижение безработицы, рост трудовой активности и развитие человеческого потенциала.

      Технологическая модернизация повлечет за собой значительные изменения на рынке труда, связанные со снижением спроса на трудовые ресурсы в ряде традиционных отраслей и растущим спросом в новых отраслях.

      С учетом требований цифровой экономики будут предъявляться новые требования к навыкам и компетенциям рабочей силы. Для обеспечения экономики своевременным и качественным предложением востребованных кадров и всех граждан возможностями для смены вида деятельности необходимо обеспечить доступ к программам переквалификации, повышения квалификации. Также необходимо адаптировать трудовые ресурсы к потребностям новой экономики.

      Обеспечение новой экономики кадрами, способными к повышению производительности, технологическому обновлению и цифровизации предприятий и отраслей, будет достигнуто как за счет притока на рынок труда новых квалифицированных работников из системы образования, так и через обучение уже действующих работников.

4